Участие в ВТО не является препятствием для государства в реализации избранной государственной политики. Более того, ВТО не устанавливает обязательные для исполнения правила ведения торговой политики. Все Соглашения ВТО принимаются в результате переговоров между странами-участницами организации. Безусловно, механизм принуждения существует, но его применение обусловлено необходимостью обеспечения выполнения государством-участником принятых на себя обязательств в случае нарушения их исполнения или невыполнения.
Создан специальный орган по разрешению споров, в состав которого входят все страны-члены. Решения этого органа обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО.
Сейчас возникает много споров, которые требуют обеспечения защиты национальных интересов. Безусловно, очень важно такие споры разрешать. При этом в случае невыполнения предписаний ВТО государство может столкнуться с ответными действиями, которые будут санкционированы ВТО. Увеличивающееся число споров свидетельствует об увеличении доверия стран к этой системе разрешения разногласий.
Для нашей страны этот механизм особенно актуален. Например, в случае ущемления наших интересов в авиастроении.
- Насколько ВТО зависима от мнения крупнейших торговых стран?
- В ВТО все страны-участницы придерживаются одних и тех же правил. Одними из фундаментальных принципов являются обеспечение одинаковых условий торговли для всех участников ВТО, а также гласность и прозрачность в вопросах торговых режимов стран-участниц.
- На какой стадии сейчас переговоры по присоединению России к ВТО?
- В июле 2006 года стороны переговоров по доступу на российские рынки товаров и услуг приблизились к завершению. Консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-участницами Рабочей группы по присоединению России к ВТО. В составе Рабочей группы на конец прошлого года участвовало 58 стран (при этом Евросоюз считается как одна страна), в начале 2007 года провести двусторонние переговоры с Россией изъявили желание также Вьетнам и Камбоджа. Таким образом, число участников Рабочей группы возросло до 60 стран (для сравнения: Китаю для вступления в ВТО потребовалось провести переговоры с 50 странами).
В настоящее время двусторонние переговоры завершены практически со всеми странами Рабочей группы. Осталось завершить двусторонние переговоры по доступу на рынки с Грузией, Вьетнамом, Камбоджей, а также по сельскому хозяйству и ряду крупных вопросов.
- С кем из стран договориться было сложнее всего?
- Наиболее сложные переговоры велись с США (в течение шести лет). Россия и США подписали протокол о присоединении Российской Федерации к ВТО 20 ноября 2006 года. Однако конгресс США пока не готов отменить действующую в отношении России так называемую ограничительную внешнеторговую поправку Джексона-Вэника. Эта поправка была введена законодательством США в 1974 году и предусматривала ограничения в области внешней торговли с Советским Союзом из-за существовавших в то время препятствий для желающих эмигрировать из СССР. Отменить эту поправку США обещали с начала 90-х годов прошлого века, но до сих пор этого не сделали.
- Сложности в переговорах возникают из-за снятия торговых санкций?
- Вопросы и ситуации в переговорах возникают самые разные. Есть и комичные ситуации. Например, одна страна потребовала на переговорах отменить ввозную пошлину на холодильники – хотя она их вообще не производит. Объяснили это наши партнеры тем, что у них есть инвестор, который, возможно, будет производить холодильники на экспорт. Для урегулирования этой ситуации потребовалось четыре года, пока эта страна не поняла, что ее требование абсурдно.
- Существует мнение, что в ходе переговоров по вступлению в ВТО Россия должна привести тарифы на энергоносители к мировому уровню. Так ли это?
- Ни в одном из соглашений ВТО не существует требования о повышении цен на энергоносители. Эти вопросы могут являться внутренним предложением России, к ВТО они не имеют отношения.