Тема: Статьи, Город, Политика |
События вокруг Монстрации показали, что мэр Анатолий Локоть расходится разными курсами с креативным классом |
|
Это в духе федерального тренда, но градоначальник отказывается от самой активной части своего электората, получая взамен ничто.
За 12 лет существования ежегодная Монстрация проходила по-разному, но устоялась в качестве оригинальной традиции, известной далеко за пределами Сибири. Никогда согласование Монстраций не проходило гладко; тем не менее, монстранты всегда, так или иначе, находили способ пройти 1 мая по центру города. Бывший мэр Владимир Городецкий симпатий к Монстрации не проявлял. Но год назад мало кому пришло бы в голову, что победивший на волне оппозиционных настроений Локоть так скоро попытается свести на нет одно из главных самобытных явлений новосибирской городской жизни, сообщает сводка ЦДЖ.
К создателю Монстрации Артёму Лоскутову можно и нужно относиться критически. У молодого художника, безусловно, есть амбиции, которые могут проявиться и в политическом поле. Но каждый, кто хоть раз бывал на Монстрации, вряд ли будет сильно спорить: пройтись раз в год в такой сумасбродной колонне по Красному проспекту это весело. И если оценивать эти акции, как политические, значит, придётся признать, что политика наполнена абсурдом.
Политика, однако, уже повсеместна. Новосибирцы увидели это на примере общественного конфликта вокруг спектакля «Тангейзер». А власть на том же примере увидела, что в сибирской столице достаточно активный и представительный средний класс, способный выходить на массовые митинги ради защиты своих ценностей. Ведь это неподконтрольно, а, значит, пугающе. Чтобы сгладить эффект, по федеральным каналам прогнали сюжеты, будто митинг в поддержку свободы творчества 5 апреля в Новосибирске был организован оппозицией, в том числе, на зарубежные деньги, с организованным подвозом участников. Андрей Караулов в телепрограмме «Момент истины» даже обвинил мэрию города в организации митинга.
Причём же тут Монстрация? Скорей всего, в ней увидели повод для новосибирских креаклов ещё раз собраться и почувствовать свою массовость и могущество. И было решено повода такого не давать. Идея явно московская, потому что в Новосибирске всем, кто более-менее в теме, очевидно, что аудитории у Монстрации и у митинга 5 апреля разные. Монстранты это, в основном, тинейджеры и студенты; выход на улицу с плакатами в руках для них не гражданская позиция, а возможность круто потусить. Видимо, непонимание разницы в аудиториях и привело к большой ошибке, когда были придуманы некие «ветераны», выступившие против Монстрации.
Самые разные источники в городской власти изо всех сил распространяли неофициальную информацию, что на мэра, дескать, оказывается нечеловеческое давление, лишь бы Монстрация была запрещена. Но никакого кряхтения из мэрии никто не слышал, и сам мэр ни на что не жаловался. Локоть сразу взял курс на поражение монстрантов в правах, предложив ограничить акцию границами набережной Оби. Но монстрировать там без интерактива с городской средой было бы не клёво. А коммунисты, обратиться к которым, кстати, предложил мэр, отказались присоединять монстрантов к своей колонне в основной демонстрации (хотя раньше на Первомаи ходили по Красному вместе неоднократно). Лоскутов пустил дело на самотёк, публично отказавшись от статуса организатора. А 1 мая на традиционную точку сбора монстрантов возле приборостроительного завода на площади Калинина собрались около 2000 энтузиастов с плакатами. Их встретил ОМОН в боевом обмундировании, конная полиция и колонна поливальных машин.
Многие монстранты искренне верили, что мэр должен принять участие в акции. Ведь Локоть обещал прийти на Монстрацию, если соответствующая петиция наберёт 5000 подписей в интернете. Подписи собрали за два дня. Но Анатолий Евгеньевич не пришёл, а полиция вытеснила монстрантов с площади Калинина в сторону городского аэропорта. Прогулявшись немного туда-обратно, молодые люди разошлись. Лишь пара сотен самых увлечённых энтузиастов добралась до мэрии, чтоб вызвать на улицу Локтя. Но мэр и там не появился, позже передав через пресс-секретаря, что в несанкционированных акциях не участвует.
Дальше Лоскутова арестовали, осудили за неповиновение полиции и организацию Монстрации. Дали 10 суток ареста, 5 тысяч рублей штрафа и билет к мировой славе: Amnesty International немедленно признала художника узником совести. На этом мы с ним попрощаемся и вернёмся к более насущному вопросу — перспективам Локтя.
Если бы Монстрация прошла в традиционном, подзажатом формате, она, как обычно, осталась бы праздником фрикующей молодёжи. Теперь же, после цирка с конями и поливалками, устроенного властью, тот же самый креативный класс, собравшийся 5 апреля на митинг за свободу творчества, принялся хором критиковать Локтя. Монстрация стала лишь поводом, а причин больше. В интернете идёт сбор подписей под открытым письмом к мэру: те, кто голосовал за него год назад, требуют отчёта по конкретным предвыборным обещаниям и промежуточным результатам, жёстко раскритикованным рядом общественников. Тысячи подписей собраны и под петицией, требующей от Локтя разъяснений либо извинений по истории с Монстрацией.
Невелика беда для руководителя в стране, где креативный класс уже почти официально называют «пятой колонной». Но именно для Локтя это проблема, потому что электорат новосибирского мэра не очень велик. Прошлогодние выборы Анатолий Евгеньевич выиграл во многом благодаря креаклам, поверившим, что кандидат оппозиции настроен на перемены. Что ж, перемены оказались не совсем такими, как ожидалось. Креативный класс, способный самостоятельно определяться с хождением на выборы и митинги, в Локте разочаровывается. Градоначальнику останется работать с мобилизуемым электоратом — с теми, кого можно привозить автобусами на выборы, митинги, субботники и прочие нужные мероприятия. Но беда в том, что этот электорат — базис «Единой России», и мэру-коммунисту здесь можно надеяться лишь на объедки с барского стола. И одной Монстрации будет мало. Нужно будет всё время выслуживаться, чтоб те объедки заработать. А стоило ли оно того? И ещё один важный вопрос: кто из политиков может теперь претендовать на доверие новосибирских креаклов, способных дать путёвку во власть? Но это уже другая тема. |
|
|
|
|