Российская промышленность уверенно переходит на рельсы импортозамещения. Готовы ли отечественные компании к работе в условиях импортозамещения, чего им уже удалось достигнуть и с какими вызовами им приходится сталкиваться на этом пути? Ответы на эти вопросы лучше других знают в ульяновской компании ХАЛТЕК.
Совсем недавно опыт действительно передовой по российским меркам частной инжиниринговой компании ХАЛТЕК попал в поле зрения журналистов газеты «Коммерсант»:
Халтек: замещение импорта по-ульяновски
Мало говорить об импортозамещении, им необходимо заниматься. Невзирая на то, что львиная часть задач в этой работе — противостояние внутренним проблемам, в России есть компании, которые готовы эффективно решать эти вопросы. Одна из них – ООО ИПК «Халтек» из Ульяновска.
Россия остро нуждается в эффективных и работающих практиках, которые реально влияют на процесс замещения импорта. Причем влияют так, что в России появляются свои высокотехнологичные производства, позволяющие изготавливать станки и оборудование. Именно машиностроение показывает уровень развития государства и именно оно дает возможность заявлять о себе, как о развитой и передовой державе. Пока статистика показывает, что в машиностроении импорт от общего объема продаж составляет до 80%. Вот почему вектор развития производства во многих государственных корпорациях и стратегически значимых предприятиях - «Вертолеты России», ОДК, ОАК и других – проходит через взаимодействие с отечественными партнерами в сфере производства и поставки промышленного оборудования и инжиниринговых решений.
Показателен пример ульяновской компании ХАЛТЕК, которая решает многие задачи по техническому и технологическому перевооружению значимых для России отраслей народного хозяйства, в частности — аэрокосмической.
В машиностроении всё большее признание получает отверточная сборка, которая скорее «симулирует» развитие, чем стимулирует. А космос и авиация — это наукоемкие сегменты, которые Россия пока еще может экспортировать. Сопоставимым уровнем развития аэрокосмической отрасли может похвастаться только США. Однако и американцы существенно уступают России по некоторым направлениям, в частности — по доставке грузов на околоземные орбиты. По признанию специалистов из НАСА, пока они гнались за сверхсложными решениями, русские довели практически до совершенства уровень своих ракет-носителей. Итог — программа Шаттлов свернута, а в космос выходят ракеты, спроектированные еще в СССР.
Как недавно отметили в Союзе машиностроителей России, импортозамещение в РФ проходит на фоне множества проблем. Самая злободневная — у большинства машиностроительных компаний не хватает опыта для ведения эффективной внешнеэкономической деятельности, не хватает знаний и практики в области информационного сопровождения своей продукции. И все это происходит на бюрократическом фоне разрешительных и таможенных процедур.
В компании Халтек научились работать в российских реалиях. Поставка высокотехнологичной продукции соблюдается в сроки, даже в условиях санкций. За этим в компании следят с особым вниманием. Поддерживая политику руководства страны по импортозамещению и развитию высокотехнологичных производств непосредственно в России, ХАЛТЕК расширяет собственное инструментальное производство. Ульяновскими мастерами освоено серийное производство уникальных монолитных твердосплавных высокопроизводительных фрез, предназначенных для производства деталей машин сложной пространственной формы из труднообрабатываемых материалов, которые находят применение в наукоемких отраслях отечественной промышленности: космонавтике, авиации, энергетике. Производство инновационного инструмента защищено патентами и сертифицировано по стандарту ISO 9001:2008.
Кроме уникального оборудования собственного производства, ХАЛТЕК сегодня предлагает клиентам законченные инжиниринговые решения «под ключ», полностью реализуемые рабочими группами из собственных специалистов, представителей заводов и MAZAK. И это – колоссальный шаг по пути реального импортозамещения. Для примера: еще несколько лет назад предприятия закупали станки в Европе с технологией "под ключ". На эту опцию уходило до 30% от стоимости самих станков. Сегодня, благодаря сервису от Халтек, эти средства остаются в России.
Еще одна проблема в вопросе импортозамещения — кадры. Стране нужны научные сотрудники и инженеры, которые смогут полноценно создавать и обслуживать высокотехнологичные процессы. Нужен рабочий персонал с высокой культурой производства для изготовления качественной продукции.
На фоне общего депрессивного отношения к подготовке кадров, в компании Халтек сделали два важных шага. Первый — создали свой Учебно-технологический центр обучения и повышения квалификации технологов-программистов и операторов наладчиков станков с ЧПУ. В нем уже прошли обучение более полутысячи человек из 40 заводов аэрокосмической отрасли. Второй шаг — на базе компании открыта кафедра «Инновационные технологии и механическая обработка» Ульяновского государственного технического университета, где обучаются магистры направления «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».
Совсем недавно ХАЛТЕК объявил о расширении программы подготовки специалистов для предприятий авиапрома. До конца года в учебно-технологическом центре ХАЛТЕК пройдут обучение более 40 специалистов костромского электромеханического завода "Пегас", который специализируется на разработке и выпуске электронных и электромеханических компонентов.
Сейчас в ХАЛТЕК уже проходят программу повышения квалификации три оператора-наладчика станков с ЧПУ и один технолог-программист этого предприятия. Специалисты осваивают управление и обслуживание многофункциональных обрабатывающих центров MAZAK, поставляемых компанией ХАЛТЕК.
С 2008 года в компании ХАЛТЕК создан и действует Учебно-Технологический производственный центр с учебными классами, производственно-экспериментальным цехом, измерительной лабораторией. Парк высокоточного оборудования MAZAK позволяет не только изучать, но и качественно изготавливать детали повышенной сложности, такие как турбинные лопатки для энергетики, колонки несущих винтов вертолетов, детали космических аппаратов.
В ХАЛТЕК регулярно проходят мастер-классы, семинары, презентации новейших инструментальных разработок и технологий с приглашением ведущих экспертов зарубежных и российских предприятий.
Совсем недавно группа инженеров южнокорейской компании KORLOY Inc. – ведущего мирового производителя инструмента и инновации для металлообрабатывающей промышленности - посетила Технологический Центр ХАЛТЕК в Ульяновске. Целью визита стало проведение работ по совместному тестированию высокотехнологичного инструмента и обмен опытом между специалистами двух компаний.
По результатам совместной работы планируется внедрение конструктивных улучшений и разработка новых инструментов для производственного оборудования.
Но, несмотря на очевидные успехи, работа частной компании в условиях импортозамещения полна вызовов и опасностей. Так, «Российская газета» обратила внимание на клеветническую кампанию в прессе, развязанную против ХАЛТЕКа:
Успехи фирмы "ХАЛТЕК" в последнее время вызывают, если судить по публикациям в СМИ, нервные "дергания" ее конкурентов. В адрес руководства и персонала компании сыплются необоснованные, бездоказательные обвинения, что может негативно сказаться как на ее имидже и авторитете, так и на эффективности внедрения импортозамещающих решений и технологических инноваций на предприятиях отечественного авиапрома и машиностроения. В частности, были попытки уличить "ХАЛТЕК" в чрезмерном завышении стоимости при поставке станков Yamazaki Mazak Trading Corporation в рамках ФЦП развития гражданского авиастроения. Однако, согласно официальным документам, полученным из "ХАЛТЕК", выяснилось, что тиражируемые в некоторых СМИ заявления о "гигантских прибылях при перепродаже" - это типичная газетная "утка". В действительности же стоимость поставки у "ХАЛТЕК" отличается от "каталожной" цены производителя не более чем на 10-15%, что связано с расходами компании, настройкой и обслуживанием оборудования. Причем именно "ХАЛТЕК" имеет необходимые лицензии для работы с предприятиями авиапрома, поэтому, в отличие от специалистов из иностранных компаний-производителей, может предоставить своим клиентам из стратегических предприятий полный комплекс необходимых и сертифицированных сервисных услуг, включая гарантийное и постгарантийное обслуживание. "Доброжелатели" также обвиняли "ХАЛТЕК" в уклонении от уплаты налогов и даже пытались записать в "фирмы-однодневки". Стоит ли отвечать на подобные обвинения компании, имеющей более чем 20-летний опыт работы на рынке? Тем более что на текущий момент у "ХАЛТЕК" нет неисполненных обязательств по уплате ни налогов, ни пеней, ни штрафов, что подтверждено ФНС России.
Видимо, кому-то выгодно "кошмарить" реальный бизнес в лице "ХАЛТЕК", а вот зачем? Что это - проверка на прочность успешно противостоящего санкционному давлению предприятия или попытка помешать процессу технического перевооружения авиапрома? А может быть, это лишь попытка прибрать к рукам привлекательную и перспективную собственность?
"Просто, когда не могут цивилизованно конкурировать с крупной фирмой, начинается вот такое давление. Либо это начало 90-х лихих, когда кто-то пытается нас крышевать и ставить в такие условия, либо это действия конкурентов", - отметил президент группы компаний ХАЛТЕК Александр Храмов в интервью телеканалу РЕН-ТВ. Выбить высокотехнологичное предприятие с рынка так и не получилось – на днях "Халтек" вместе своими партнерами "Авиастар", "Аэрокомпозит", казанские Авиационный и Вертолетный заводы, уфимский "Мотор" приступает к инжинирингу и производству деталей новой авиационной техники.
Компания ХАЛТЕК основана в 1993 году. Штаб-квартира — г. Ульяновск. ХАЛТЕК предоставляет инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства. Обеспечивает комплексные поставки металлообрабатывающего оборудования «MAZAK» и других компаний, а также техническое сопровождение по их эксплуатации и сервисному обслуживанию. Основные потребители услуг компании — предприятия аэрокосмической отрасли, тяжелого машиностроения и нефтехимической промышленности.