Тема: Статьи, Город, Политика |
Жизнь после выборов: чем должны заняться депутаты после 13 сентября |
|
Новосибирский филиал Фонда развития гражданского общества провел круглый стол на тему «Новосибирск после выборов 2015 года: повестка реальных дел», куда были приглашены кандидаты в депутаты от всех зарегистрированных партий, самовыдвиженцы, эксперты, журналисты, представители власти. Главный вопрос обсуждения, – каким будет общественный договор после выборов, возможно ли новосибирцам сформировать единую повестку дня.
Электоральный процесс – это форма, механизм актуализации, публичного, открытого обсуждения, поиска решений важнейших региональных проблем, выявления и столкновения различных точек зрения, политических взглядов. Это еще и механизм формирования региональной элиты, круга ответственных и компетентных лиц, способных взять на себя ответственность за решения широкого круга экономических и социальных проблем, отметил руководитель новосибирского филиала ФоРГО Константин Антонов. Хотя подведение итогов голосования является символической процедурой «подписания» общественного договора между обществом (избирателями) и властью, ведь на выборах побеждают те силы, которые смогли убедить население региона в своей эффективности, на практике все выглядит несколько иначе, заявил он. Избранные депутаты быстро теряют связь с избирателями, начинают следовать в фарватере исполнительной власти.
Эксперт, бизнес-аналитик Максим Марков отметил, что «наши власти занимаются решением текущих проблем», но никто не ставит стратегические цели, не заглядывает за горизонт». Его поддержала представитель штаба партии «Яблоко» Витта Владимирова – нужны документы и программы стратегического планирования.
Юрий Зозуля, действующий депутат Законодательного собрания и кандидат в депутаты от «Единой России», считает, что поиск стратегических целей без существенных изменений системы управления, взаимодействия муниципального и регионального уровней власти не имеет смысла. «Муниципальная власть висит в воздухе, а не стоит крепко на земле. Нет ни ресурсов, ни целеполагания. Изменения должны быть регламентированы. Должны быть социальные лифты для руководителей. Но нужно понимать цель изменений», –высказался Зозуля.
Поддержав участников круглого стола, депутат Госдумы от «Единой России» Ирина Мануйлова сообщила, что ее партия в случае победы на выборах предложит сформировать повестку на ближайшие годы на основе магистральных партийных направлений: Новосибирск – новые стандарты комфортной среды, Новосибирская область – территория инновационного развития, сельское хозяйство – стратегическое направление развития, развитие человеческого капитала и качества жизни. При этом Мануйлова признала, что проблемы в организации диалога общества, экспертного сообщества и власти есть, и должны быть выработаны конкретные управленческие инструменты.
Конкретные предложения на этот счет внес действующий депутат Горсовета и независимый кандидат Вячеслав Илюхин: «Деятельность депутата должна стать публичной. Он весь должен быть на виду. Необходимо, кроме традиционных эпизодических отчетов депутата, нормативно закрепить механизмы обратной связи, постоянного информирования депутатом своих избирателей. Тогда каждый житель города будет знать о повседневной работе депутата, о том, за что и как он голосует, о его оценках тех или иных проблем жизнедеятельности».
О том, что деятельности представительных и законодательных органов власти в Новосибирской области не хватает публичности, каналов обратной связи с населением, говорили все участники круглого стола. От обсуждения проблемы публичности и открытости власти логически перешли к роли экспертного сообщества в региональной политической и экономической жизни.
Ольга Валиева, кандидат экономических наук, считает, что одним из оснований экономической политики для региональной власти и населения может стать Региональный инвестиционный стандарт: «Там 15 отдельных стандартов, которые обязательны к выполнению. Ведется мониторинг, и присваиваются национальные рейтинги региона. На этом рейтинге основан интерес бизнеса к региону. Надо начать с выполнения этого стандарта. Он может стать фундаментом для формирования повестки. Этот механизм жесток, формализован».
По словам Валиевой, власти часто приглашают экспертов к обсуждению своих инициатив, однако далеко не всегда мнение экспертов учитывается при принятии решений. «Еще ступенью для изменения среды и вовлечению местного сообщества в реальное управление является Стандарт исполнения оценки регулирующего воздействия всех нормативных актов. Все нормативные документы должны проходить обязательную процедуру экспертных оценок. Но мы столкнулись с проблемой – собираем экспертов, пишем экспертное заключение, отсылаем в орган исполнительной власти, но они игнорируют замечания и принимают документ в первоначальном виде. И вот тут должны помочь депутаты», – сформулировала Валиева.
По ее мнению, нужно создавать институт согласительных комиссий: если мнение разработчиков документа и экспертов расходится, то оно не должно автоматически направляться в Законодательное собрание, а обязательно поступать в согласительную комиссию, например, при губернаторе, где на каждое экспертное возражение должен быть получен квалифицированный ответ. Это значительно повысит качество управления. Фактически Ольга Валиева напомнила ранее неоднократно высказывавшиеся президентом Владимиром Путиным предложения о проведении «нулевого цикла», когда документ, прежде чем попасть на голосование депутатам, должен пройти широкое обсуждение в экспертном сообществе.
Деятельность власти должна быть не только понятна населению, но власть должна вовлекать общественность в процесс принятия и реализации решений. Ирина Мануйлова, например, отметила, что в области зарегистрированы более четырех с половиной тысяч общественных организаций. «Сегодня правящая партия, более чем какая-либо другая, открыта к обсуждению любых проблем. Например, мы пошли по системе народного голосования, когда любой человек мог заявиться, за них голосовали все, кто хотел. И 11% жителей Новосибирской области в нем поучаствовали. И партийная программа сейчас разрабатывается, в том числе, и на основе учета мнений и идей, высказанных в ходе этого голосования», – констатировала Мануйлова.
Ее неожиданно поддержал либеральный политик Сергей Дьячков, который чуть более года проработал в мэрии Новосибирска, отвечая за развитие и поддержку малого бизнеса. «Любое общество пронизано общественными организациями. Все решения, которые принимались Горсоветом, мэрий, касающиеся малого бизнеса, гармонизировались с сообществом, – указал он. – Мы приглашали предпринимателей и обсуждали проекты решений вместе. Это магистральный путь развития демократии». Поэтому, новый депутатский корпус должен формализовать этот процесс, сделать его нормой.
В то же время эксперт Лада Юрченко выразила сомнение в способности населения включиться в управленческие процессы: «Когда мы говорим о включении граждан в процесс принятия решений, мы рисуем себе идеального гражданина, который хорошо образован, готов к этой работе. Общий же уровень образования сегодня не позволяет принимать никакое решение, потому что отсутствуют первоначальные аналитические навыки, мало, кто знает, как устроена жизнь города. Управление общественными процессами – специальная отрасль знания». При этом Юрченко подняла важную проблему, решение которой должно стать для всех уровней региональной власти также магистральным направлением их деятельности – нужно ставить вопрос не о том, как построить гражданское общество, а как научить каждого из граждан быть гражданином. Для этого существует практика образовательных площадок, фонды местного сообщества.
Гражданское просвещение и качество управления увязал воедино заведующий кафедрой муниципального и государственного управления СИУ РАНХиГС, кандидат политических наук Дмитрий Березняков: «Молодое поколение партийцев политически безграмотно. Все сытые нулевые годы социализацией будущей партийной элиты никто толком не занимался. Отсюда – качество чиновничества и принимаемых управленческих решений. Отсюда и низкое качество самой модели управления, которое в качестве проблемы обозначил недавно и губернатор Владимир Городецкий, обратив внимание на муниципальный уровень власти».
Участники круглого стола перечислили еще с десяток частных проблем, как например, необходимость разработки градостроительного кодекса, что уже несколько лет волнует лидера движения «Искалеченный Новосибирск» Олесю Вальгер, тарифов ЖКХ и их формирования. В ходе бурного и эмоционального ходе разговора удалось сформулировать общие, магистральные направления, включающие в себя большой спектр частных проблем, которые и должны сформировать политическую повестку региональной власти после выборов 13 сентября. |
|
|
|
|