Восемь объектов станции «Новосибирск-Южный» включены в перечень объектов культурного наследия
Региональное управление по госохране ОКН ограничило использование земель на станции «Новосибирск-Южный», сообщается на сайте облправительства.
Восемь объектов станции «Новосибирск-Южный» (ранее станции «Ново-Николаевск» Алтайской железной дороги) включены в перечень выявленных объектов культурного наследия (ОКН), расположенных на территории Новосибирской области. Соответствующий приказ подписал начальник управления по государственной охране объектов культурного наследия Александр Кошелев.
Согласно документу, теперь на территории этих объектов запрещается любое строительство, за исключением работ, направленных на сохранение сооружений.
Строительство станции «Ново-Николаевск» Алтайской железной дороги («Новосибирск-Южный») велось в 1912 – 1915 гг. на участке, ограниченном на юге городской чертой Ново-Николаевска (в наст. вр. – ул. Коммунстроевская), на севере – ул. Гавриловской (ул. Добролюбова), на востоке – ул. Казанской (ул. Декабристов), за западе – ул. Трактовой (ул. Будаговская, Большевистская). В комплекс станции «Ново-Николаевск» Алтайской железной дороги входили здание вокзала с подсобными сооружениями (складское помещение и санитарный узел), жилые дома для семей служащих станции, школа, медицинский пункт, водонапорная башня, паровозное депо «веерного типа» с поворотным кругом и другие строения. Группы объектов формировали на рельефе своеобразную ярусную композицию: первый ярус – пути и перрон, второй – вокзал и подсобные сооружения, третий и четвертый - жилые дома, водонапорная башня. Все постройки были выполнены из кирпича. Строительство станционного комплекса велось по типовым проектам, разработанным для Алтайской железной дороги.
Реализация проекта строительства линии Алтайской железной дороги по направлению Ново-Николаевск – Барнаул – Бийск – Семипалатинск и смычка Алтайского и Великого Сибирского пути непосредственно в Ново-Николаевске привела к формированию на данной территории крупного железнодорожного узла, способствовала интенсивному развитию промышленности и торговли, становлению города в качестве распределительной базы сельскохозяйственного сырья и ключевого стратегического военного объекта.
Ново-Николаевский железнодорожный узел стал стержнем, от которого в дальнейшем зависело планировочное и архитектурно-градостроительное развитие города в южном направлении.
На охраняемой территории нельзя размещать автостоянки, киоски и другие постройки, а также нельзя прокладывать наземные инженерно-технические сети. Рекламные вывески, не связанные с использованием и популяризацией памятников, тоже под запретом. Работы по благоустройству и озеленению территории осуществляются с ограничениями.
В составе комплекса сооружений в перечень включены: пассажирский вокзал, четыре жилых дома, административное здание, водонапорная башня и пакгауз (закрытое складское помещение особого типа для кратковременного хранения коммерческих товаров). Все сооружения станции «Новосибирск-Южный» (ранее «Ново-Николаевск» Алтайской железной дороги) имеют значительную историко-культурную ценность. Это единственный в Новосибирске образец хорошо сохранившегося комплекса станционных сооружений, построенных по единому проекту в начале XX века. Их появление – результат усилий руководства города, победы в упорной конкурентной борьбе с губернским центром – городом Томском, свидетельство экономического роста, административного и политического значения города Ново-Николаевска.
Перед подписанием приказа о включении ОКН это решение было одобрено членами Научно-методического экспертного совета по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) при управлении по государственной охране ОКН Новосибирской области. В настоящий момент на объектах продолжаются работы по их исследованию. Далее будет принято решение о включении ОКН в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.