ОАО «Сибмост» рискует сорвать сроки по строительству Восточного обхода
Миллиардеры из рейтинга Forbes Зиявудин Магомедов и Руслан Байсаров уже считались партнёрами новосибирского «Сибмоста» по стройке железной дороги Кызыл-Курагино, но сотрудничество обернулось риском срыва сроков по Восточному обходу. Решать проблему придётся на уровне Москвы.
ОАО «Сибмост» является генподрядчиком строительства Восточного обхода вокруг Новосибирска. В регионе это крупнейшая инфраструктурная стройка, которую финансирует федеральный бюджет. Во всех информационным поводах, связанных с обходом, обычно фигурирует один лишь «Сибмост», выигравший в 2013-м тендер на строительство первого участка трассы длиной 20 километров за 10,35 млрд. рублей. Но кто даст денег из федерального бюджета на крупную региональную стройку, не «укрепив» состав подрядчиков какой-нибудь «доверенной» организацией?
В начале нулевых похожая ситуация была на Северном обходе. Генподрядчиком крупнейшей дорожной стройки в Новосибирской компании стала компания «Сибтрансстрой», у которой не было собственных активов, техники, рабочих. Зато это юрлицо было «дочкой» московской корпорации «Трансстрой». Такое посредничество породило целый каскад конфликтов между подрядчиками и чиновниками, курировавшими стройку.
На Восточном обходе картина вырисовывалась повеселей. В партнёры «Сибмосту» достался не какой-то никчёмный посредник, а «Сумма Строй Групп», строительное подразделение группы компаний «Сумма» Зиявудина Магомедова. Бизнес-интересы «Суммы» весьма разнообразны, но неизменно дружественны высокопоставленным правительственным чиновникам. У Альберта Кошкина к Зиявудинову был понятный интерес: участие в строительстве железнодорожной ветки Элегест-Кызыл-Курагино к элегестскому месторождению угля, лицензия на разработку которого принадлежит Руслану Байсарову. Но миллиардер, больше известный в качестве бывшего мужа Кристины Орбакайте, был вынужден самостоятельно выходить на подрядчиков по строительству.
118 мостов и 7 тоннелей на одной железнодорожной ветке – это вам не шуточки. В 2012-м руководители «Сибмоста» и компании «Стройновация» (ещё одной «дочки» «Суммы») вместе облетали и объезжали 147-километровый участок будущего строительства железной дороги из Красноярского края в Туву. Но начались проблемы с финансированием. Частный инвестор – «Енисейская промышленная компания Сергея Пугачёва – обанкротился и отказался от обязательств. Также поступило государство. «Стройновация» взялась судиться с Росжелдором, а подрядчиком на строительстве дороги к Элегесту стал «Стройгазконсалтинг», принадлежащий Байсарову и Зияду Манасиру.
Тем временем, на строительстве Восточного обхода о «Стройновации» забыли; теперь «Сумма» отрицает отношение к проектам группы компаний «Инфраструктура», ставшей, в конце концов, субподрядчиком «Сибмоста» на Восточном обходе. Хотя следы компаний Зиявудинова ещё свежи и видны. Теперь их будут изучать пристально, поскольку субподрядчики «Инфраструктуры» пожаловались в СМИ на проблемы с расчётами.
Согласно контракту, «Инфраструктура» обязалась построить 16 километров обхода за 4,3 млрд. Срок ввода первого этапа трассы запланирован на осень 2017 года. Серьёзное отставание от графика на участке «Инфраструктуры» было очевидно уже прошлым летом. Но в Федеральном управлении автодорог «Сибирь», выступающим заказчиком объекта, поначалу смотрели на ситуацию спокойно. Видимо, местные чиновники полагали, что компания с такой серьёзной «крышей» на федеральном уровне просто по определению не может налажать, как какая-то однодневка. «Сибмост, до конца прошлого сезона так и не увидевший от подрядчика отработки аванса, приступил к расторжению отношений. Но опять же очень осторожно, без скандалов. Почему – смотри выше про «крышу». Магомедов, например, со студенческих времён в лучших друзьях вице-премьера Аркадия Дворковича. Сто раз подумаешь, прежде чем шуметь на людей такого уровня.
Однако на этой неделе скандал вокруг Восточного обхода стал публичным. Субподрядчики, которым задолжала «Инфраструктура», пожаловались в местные «Вести». Пока репортаж появился только в новосибирском эфире. Но стройка федерального масштаба и ведётся на деньги из Москвы. Поэтому за комментариями к «Сумме» и Минтрансу в ближайшее время могут обратиться столичные «Вести».
Какой аванс «Инфраструктура» получила от «Сибмоста» – достоверно неизвестно. Новосибирский городской сайт назвал сумму в 580 млн. рублей. Источник ЦДЖ утверждает, что речь идёт о 0,5 млрд. Теперь «Сибмосту» придётся своими силами перекрывать провал субподрядчика и форсировать работы. Губернатор Владимир Городецкий на этой неделе заявил, что срок ввода первого этапа трассы остаётся неизменным – октябрь 2017-го. При этом глава региона признал, что деньги на строительство поступают не в тех объёмах, которые планировались. На 2016 год из ожидаемых 3,4 млрд. пока подтверждено меньше трети – 1,3 млрд. На федеральном уровне режут все инфраструктурные проекты, кроме Крымского моста и подготовки к чемпионату мира по футболу.
Вполне вероятно, что контракт на Восточный обход будет продлён в соответствии с изменением графика финансирования. Но решать проблему с бросившим стройку подрядчиком «Сибмосту» надо сейчас, используя всю «тяжёлую артиллерию». Помощник Президента Игорь Левитин, министр транспорта РФ Максим Соколов и глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт – частые гости на строительстве Восточного обхода. Хорошо если помогут. Задачка как раз их уровня.