Тема: Статьи, В России, Власть, Бизнес |
Развитие малого бизнеса способно остановить рост цен |
|
Президент России Дмитрий Медведев считает, что присутствие крупных сельхозрегионов в мегаполисах позволит существенно снизить цены на продовольствие. В ходе последнего заседания Госсовета РФ по вопросам регулирования внутреннего продовольственного рынка он поставил перед главой Минсельхоза РФ Еленой Скрынник задачу разработать меры стимулирования развития потребительской кооперации.
Быстрый рост цен на продукты питания заставляет российские власти разрабатывать дополнительные меры по его ограничению. Одной из таких мер Президент назвал потребкооперацию: он отметил, что прямые поставки продовольствия потребкооперативами, малым бизнесом «будут создавать гораздо более благоприятные условия, даже для торговли в крупных городах».
ОПОРА РОССИИ поддерживает данную инициативу. «Без развития малого бизнеса, без роста числа хозяйствующих субъектов, которые будут конкурировать друг с другом, внедрять передовые технологии, крайне сложно будет добиться роста качества продукции, производимой в России, при снижении её стоимости. Это касается и продовольственных товаров. Не административными запретами на повышение цен, а разумной системой поддержки и развития МСП в целом ряде отраслей, в том числе, и в сфере потребительской кооперации, можно добиться желаемого результата", - полагает Сергей Борисов, Президент общественной организации ОПОРА РОССИИ.
Согласно данным Росстата, в отечественном АПК малый бизнес, крестьянские и фермерские хозяйства, производят продукции в шесть раз меньше, чем хозяйства населения, и дают лишь 7 процентов от валового производства. Система потребкооперативов находится в зачаточном состоянии: так, на сегодняшний день в РФ создано всего лишь около 6 тысяч сельскохозяйственных потребкооперативов.
В этом году Россия столкнулась с небывалыми погодными трудностями, которые нанесли серьезный урон отечественному АПК. Больше других пострадали именно мелкие сельхозпроизводители, которые не имеют серьезных финансовых ресурсов ни для преодоления последствий засухи, ни для ускоренной модернизации, однако имеют серьезнейший потенциал для развития. Государство разработало пакет мер по поддержке пострадавших от засухи крестьян, но эти меры решают сегодняшние проблемы и не могут стать катализатором развития этого сектора экономики. Данные Президентом поручения разработать меры по стимулированию развития потребкооперации и малого бизнеса на селе могут стать серьезным фактором будущего развития отечественного АПК.
В данном случае интересен опыт другой развивающейся страны, Китая. В 2002 году Китай начал создавать систему поддержки малого бизнеса, приняв Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий, который предоставляет предприятиям малого бизнеса широкие возможности по кредитованию, привлечению инвестиций, модернизации производства, внедрению информационных и наукоемких технологий. Важнейшим инструментом развития малого бизнеса в Китае стал Государственный фонд развития малых и средних предприятий, который полностью финансируется из государственного бюджета и обеспечивает гарантийные обязательства и залог предприятиям малого бизнеса для возможности получения банковских кредитов для развития.
Малый бизнес в сельском хозяйстве, как и в других отраслях экономики, испытывает серьезные трудности в привлечении заемных средств. Согласно результатам регулярно осуществляемого ОПОРОЙ РОССИИ мониторинга состояния малого и среднего бизнеса в России, наиболее ожидаемой мерой Правительства РФ по поддержке малого и среднего предпринимательства является доступное кредитование. В начале 2010 года порядка 52% респондентов, принявших участие в опросе, отметили сложность привлечения финансовых средств. Средняя ставка по кредиту для предпринимателей сегодня составляет порядка 27% годовых, что делает их недоступными для большинства представителей малого и среднего бизнеса. Только 21% предпринимателей в ходе опроса отметили, что пользуются банковскими кредитами, 15% предпринимателей отметили, что получали кредиты как физические лица.
Создание системы, аналогично китайской, уже в короткие сроки может резко улучшить состояние малого бизнеса в России. В 2003 году, спустя всего год после создания в Китае системы поддержки малого бизнеса, был отмечен резкий рост малого и среднего предпринимательства, улучшение рентабельности предприятий, увеличение налоговых поступлений в центральный бюджет, а к 2005 году предприятия малого бизнеса составили подавляющее большинство от общего количества предприятий в Китае. На сегодняшний день малый бизнес является ключевым сектором экономики Китая, в котором занято более 60% трудоспособного населения страны.
Антон Шапарин Михайлов и Партнеры Управление стратегическими коммуникациями. |
|
|
|
|