Уроки для взрослых.Третий съезд работников образования сибири завершил свою работу
25-26 ноября в Томске прошел III Съезд работников образования Сибири: «Образование – ресурс инновационного развития Сибири». В нем приняли участие более 500 человек. 322 делегата представляли 13 регионов Сибири: от Тюменской области до Забайкальского края. В составе делегаций были представители органов государственной власти и местного самоуправления, руководители и специалисты образовательных учреждений всех уровней. В работе Съезда принял участие полномочный представитель Президента РФ в СФО Виктор Толоконский, губернатор Томской области Виктор Кресс, председатель Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Владимир Иванков. Съезд открылся пленарным заседанием, на котором обсуждались основные проблемы и тенденции развития дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, высшего образования. После пленарного заседания работу съезда продолжили около 20 секций в виде семинаров, круглых столов и других мероприятий по различным направлениям развития образования. Участники совместного заседания Координационного совета МА «Сибирское соглашение» по проблемам высшей школы и Совета ректоров вузов СФО детально обсуждали проблему кадрового обеспечения экономики и социальной сферы Сибири, вопросы создания малых инновационных предприятий при вузах, привлечения ведущих иностранных ученых в высшие учебные заведения, стимулирования кооперации вузов и предприятий. Они отметили, что Федеральный закон № 94-ФЗ по размещению госзаказа должен быть скорректирован, поскольку сегодня он существенно тормозит экономическую и инновационную деятельность вузов. Во время дискуссии на круглом столе «Развитие государственно-общественного управления в системе общего образования» делегаты обратили внимание на возможность создания межрегиональной системы обмена опытом эффективной работы моделей общественных органов управления образованием. В связи с этим было предложено создать ассоциацию региональных органов государственно-общественного управления Сибири. На секции, посвященной вопросам экономики образования, основное внимание было уделено реализации Федеральногозакона№83-ФЗ, который должен изменить с 2011 года правовое положение образовательных учреждений, поделив их на автономные, бюджетные и казенные. Министр образования и науки Республики Бурятия Алдар Дамдинов, подводя итоги работы секции, отметил: «Реализация Федерального закона № 83-ФЗ позволит школам стать более самостоятельными, повысить эффективность управления своими ресурсами и качеством результатов. Это магистральный путь развития модернизации российского образования. Наиболее перспективной организационно-правовой формой образовательного учреждения, согласно этому закону, является именно автономное учреждение». В форме заинтересованного диалога проходило заседание круглого стола «Развитие системы поддержки талантливых детей», главным вопросом которого стало выявление новых форм поддержки одаренных ребят. Традиционные меры, такие как всероссийские олимпиады школьников, конкурсы, создание научных обществ явно недостаточны для поиска и развития молодых талантов. Согласно существующим данным, около 80% детей выходят из школы, так и не раскрыв свои способности. Было предложено сформировать систему раннего выявления и поддержки одаренности с дошкольного возраста, повсеместное создание региональных центров поддержки талантливых детей. Острым и критичным получился разговор на круглом столе «Информатизация системы образования и сетевое взаимодействие дополнительного, общего и профессионального образования». В своих выступлениях делегаты съезда отмечали, что, несмотря на серьезный прогресс в этой сфере, цель - создание единой образовательной среды - еще не достигнута. Этому мешают: дефицит ресурсных центров, образовательных порталов и ИТ-специалистов; отсутствие интегрированной корпоративной информационной телекоммуникационной системы, в том числе единого документооборота; значительный рост расходов на содержание, обновление компьютерного парка, программного обеспечения и услуг связи. Решение этих проблем потребует новых инвестиций в информатизацию образования и качественное усиление сетевого взаимодействия участников образовательного процесса. На семинаре «Опыт регионов в организации проектной деятельности студентов и решения задач социально-экономического развития муниципальных образований» (сибирский проект «Малая родина») было отмечено, что развитие этого проекта предполагает не только отбор лучших идей социально-экономического развития территорий, но и привлечение к их реализации студенческих строительных отрядов. Всего свои предложения в резолюцию Съезда внесли 14 секций. На итоговом пленарном заседании она была одобрена делегатами.