В преддверии Светлого Праздника – РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА - Управ-ляющий Новосибирской Епархией Архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон обратился с Посланием боголюбивым клирикам, честному монашеству, и благочестивым мирянам Новосибирской и Бердской епархии Русской Право-славной Церкви.
Текст Рождественского послания Владыки Тихона приведен ниже.
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Высокопреосвященнейшего ТИХОНА, Архиепископа Новосибирского и Бердского, боголюбивым клирикам, честному монашеству, и благочестивым мирянам Новосибирской и Бердской епархии «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови Свет Разума!»
Такими радостными словами, дорогие отцы, братья и сестры, Церковь Божия славит Рождество Христово. Миру воссиял Свет Разума, Свет Божественного озарения всех людей, и мы молитвенно восклицаем родившемуся в Вифлееме Спасителю мира, Господу нашему Иисусу Христу: «Господи, слава Тебе!» Святой апостол Иоанн Богослов в начале своего евангельского повествования благовествует о Христе Спасителе как о Свете истинном: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9). Но всякий ли человек стремится к этому Божественному просвещению? Святитель Григорий Богослов, оставивший нам чудный призыв «Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте!», учил, что есть «двоякий свет». «Один есть светильник ума и направляет стопы наши по Богу. А другой обманчив, пытлив, противоположен истинному свету и выдает себя за истинный свет, чтобы обольстить наружностью». Много различных мнений и идей существует в человеческом обществе, много лидеров, которые призывают нас идти тем или иным новым путём. Но когда предлагаются различные пути, сразу возникает вопрос о критериях: как понимать то или иное направление в жизни человека и общества? чей разум взять за основу? На такие вопросы обычно отвечают: «Общечеловеческий разум и опыт, выработанный человечеством в течение своей истории». Однако Церковь неложно свидетельствует, что человечество болеет грехом, и миру нужен Свет Божественного Разума, чтобы обрести правильный путь развития — путь духовно-нравственного обновления и спасения. Путь этот непростой и нелёгкий. Потому что к истине невозможно прийти любым путём, но только тем путём, который согласуется с истиной, освещён и исполнен ею. Если бы истина была каким-то предметом или абстрактным понятием, то путь к ней зависел бы только от самого человека, а истина пассивно ожидала бы человека. Но в действительности человеческому разуму путь к истине освещает свет Божественной благодати. Многовековой опыт христианских подвижников свидетельствует о том, что духовному зрению человека истина открывается в Самом Иисусе Христе, Который есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6). И если человек следует за Христом, если стремится к Богу всем сердцем своим, всем разумом и всеми силами своими, то обновляется и освящается вся его жизнь, становясь жизнью во Христе, в Боге, соединяется с Высшим Разумом. 20 лет тому назад радостный день Рождества Христова стал праздничным для всей Богом хранимой страны нашей Российской. За эти два истекших десятилетия многие наши соотечественники, взрослые и дети, обратились к Святой Православной Вере, приобщились к Святой Православной Церкви, узнали и полюбили свою родную православную культуру. Но семь десятилетий гонений на Церковь в XX веке не прошли бес-следно. В те страшные годы разрушались не только храмы и монастыри. Разрушались святые православные традиции, ниспровергались добрые семейные обычаи, с утратой религиозной веры утрачивалось доверие человека к человеку. И самое прискорбное — разрушалась многовековая традиция духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. Церковь Христова Православная всегда молится о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных и многом другом, необходимом для благоденствия нашего Отечества и благополучия всего народа нашего. Но чтобы возродить утраченное и восстановить разрушенное, нужны не только старания Церкви, — нужны огромные усилия и государства и общества, то есть каждого из нас. Особенно важно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи. В настоящее время государство особое внимание уделяет образованию. Истекший 2010 год проводился в России как Год учителя. Педагогический труд во все времена является делом особой важности, ибо именно на учителя возлагается ответственная миссия по воспитанию и обучению молодого поколения. Образование — это формирование в человеке образа Божия, а воспитание подразумевает прежде всего пробуждение совести. Учитель должен учить школьника не только словом, но и своим примером, следовать нравственным правилам, через это обретая цель и смысл жизни. «Всякое слово можно оспоривать словом, но жизнь чем оспоришь? — об-ращается к педагогам вселенский учитель Святитель Григорий Богослов. — Или вовсе не учи, или учи доброю жизнью. Меньше потребуется слов, если делаешь что должно». Чтобы молодое поколение вело здоровый образ жизни и не увлекалось миром сомнительных удовольствий и пороков, обычно говорят о необходимости занятости детей и молодёжи. Это правильно, так как праздность является матерью всех грехов. Но прежде всего надо заботиться о занятости души ребёнка, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Если сердце ребёнка занято поиском удовольствий, то сами по себе спортивные занятия или развлечения не спасут ребёнка от дурных увлечений. А если душа ребёнка исполнена добродетелью, тогда жизнь его — в духовной безопасности. Только духовно-нравственное воспитание даёт выпускнику школы почувствовать, в чём состоит призвание человека на земле, и делает его способным умножать добро в окружающей жизни. Российские учителя, включаясь в осуществление приоритетного нацио-нального проекта «Образование» и реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», много работают над обновлением образовательных стандартов, созданием системы поддержки талантливых детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Но успех всем этим добрым начинаниям может обеспечить только полноценное духовно-нравственное воспитание, укоренённое в многовековой российской педагогической традиции. Поэтому так важно дать детям России реальную воз-можность изучать и осваивать основы родной православной культуры, свято сохраняемой в Русской Православной Церкви. Очень важной составляющей духовно-нравственного развития детей и молодёжи является гражданско-патриотическое воспитание. В Новосибирской епархии уже на протяжении пятнадцати лет важную патриотическую миссию исполняет «Поезд Памяти», курсирующий под девизом «За духовное возрождение России», и корабль-Церковь «Святой апостол Андрей Первозванный» выполняет свое служение 10 лет. В 2010 году рейды «Поезда Памяти» и корабля были посвящены 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Благодаря духовно-просветительной работе участников этих миссий тысячи граждан Новосибирской области получили молитвенную поддержку и социально-благотворительную помощь. А молодёжь, участвуя во встречах с ветеранами войны и тружениками тыла, смогла приобщиться к родной истории, к её достопамятным священным событиям и тем самым получить важный для жизни духовно-нравственный урок. Наступающий 2011 год также открывает нам обширные возможности для патриотического воспитания детей и молодёжи. В 2012 году Россия будет отмечать две славные памятные даты — 400-летие преодоления Смуты в Российском государстве начала XVII века, а также 200-летие Победы России над полчищами Наполеона. День Победы 1812 года совпадает с праздником Рождества Христова. А величайшим народным памятником этой Великой Победы является Храм Христа Спасителя в Москве, посвященный Рождеству Христову. Наступающий 2011 год даёт нам хорошую возможность достойно подготовиться к празднованию указанных достопамятных событий Отечественной истории. Прославляя Рождество Христово, будем, дорогие отцы, братья и сестры, преуспевать в христианской вере и благочестии. Если через веру и добрые дела мы будем приближаться к Богу, то Господь тем более будет приближаться к нам и благодетельствовать нам своим неизреченным Промыслом и милосердием. В Святом Евангелии повествуется, что святые апостолы называли Спасителя своим Господом и Учителем. Он учил их достижению Царства Небесного. Его учение есть Свет Истины и Разума, просвещающий всякого человека в этом мире. А от нас Он требует исправления и добрых дел: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
Источник: Красов Александр Витальевич Референт Управляющего Новосибирской Епархией, Руководитель Епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества
|