С момента вступления в силу закона об ОСАГО в середине 2003 года коэффициенты корректировались лишь один раз в марте 2009 года, а базовый тариф по ОСАГО не менялся ни разу, в то время как накопленная инфляция за это время составила более 200%. Тогда как российский автопарк за время действия закона существенно изменился – произошло его обновление, соответственно, увеличился средний размер выплат по «железу», в связи с инфляцией выросли цены на запчасти и стоимость нормо/часа на СТО. После ряда принятых Госдумой поправок в закон об ОСАГО увеличился объем обязательств российских автостраховщиков. Так, например, был упразднен верхний совокупный лимит страховой суммы за вред жизни или здоровью всех потерпевших в размере 240 тыс. рублей и теперь лимит на одного потерпевшего составляет 160 тыс. рублей, независимо от числа потерпевших.
Что же касается коэффициентов, они предназначены для выравнивания убыточности по различным группам водителей, территориям и транспортным средствам. По сути, они являются отражением реальной статистики. Необходимость изменения тарифных коэффициентов назрела давно. Российский союз автостраховщиков подготовил расчеты по коэффициентам страховых тарифов, и некоторые из них указывают на необходимость повышения.
По мнению главы РСА, также планируется повышение коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством. Это обусловлено высокой убыточностью по молодым водителям и водителям с небольшим стажем вождения. В связи с тем, что действующие коэффициенты недооценивают риск для этих категорий водителей, РСА предлагает увеличение коэффициента с 1,7 до 1,8 для водителей моложе 22 лет и со стажем вождения менее трех лет.
В РСА отмечают, что тарифы и впредь будут увеличиваться, пока не произойдет перелом в обстановке на дорогах и, в том числе, в сознании водителей. Потому что главный резерв для снижения тарифа по ОСАГО – сокращение аварийности и травматизма на дорогах, а это является делом не только страховщиков и власти – это дело всего общества.