Тема: Город, Культура |
Новосибирский государственный краеведческий музей (НГКМ) и Нижнетагильский музей изобразительных искусств (НТМИИ) представляют выставку одной картины Святое семейство |
|
Новосибирский государственный краеведческий музей впервые открывает в своих залах выставку одной картины, представляя шедевр мировой живописи "Святое семейство", приписываемый кисти великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти. Необычный выставочный формат позволяет представить широкой аудитории уникальный экспонат и подробно рассказать посетителям о его загадочной многовековой истории.
"...картина... изображающая Богоматерь с новорожденным младенцем Иисусом Христом, на которого она накидывает покрывало и который исполнен такой красоты, что, судя по выражению лица и всего тела, это воистину сын Божий. Но не менее прекрасны голова и лицо самой Мадонны, в которой помимо высшей красоты мы видим ликование и жалость...". - Джорджо Вазари, "Жизнеописания", XVI век.
Судьба картины буквально со времени своего создания и до наших дней полна приключений и всякого рода неожиданностей. Она неоднократно "пропадала", а затем появлялась в той или иной коллекции. Ее, видимо, не раз копировали, существует ряд упоминаний о пребывании картины в различных собраниях. Любопытна история находки картины в Тагиле в начале XX века. В 1924 году на чердаке так называемого "господского дома", принадлежавшего до революции семье горнозаводчиков Демидовых, были обнаружены несколько картин, в том числе потемневшая доска со следами старой живописи. Находка была передана в краеведческий музей. Сотрудники музея, промыв картину, сумели прочитать надпись, выполненную золотом по вороту платья Мадонны: "RAPHAEL. RBINAS. PINGEBAT. MDIX.", что переводится как: "Рафаэль Урбинас, писавший в 1509 году". Через год картина была передана для реставрации известному художнику, реставратору и искусствоведу И. Э. Грабарю, который совместно с коллегами В. Н. Яковлевым, Д.Ф.Богословским и Г.О. Чирковым смог вернуть картину к жизни. Впоследствии И.Э. Грабарь напишет: "Тагильский экземпляр не копия... из сохранившихся экземпляров ...самым ранним является, бесспорно, нижнетагильский (..), "Мадонна" из Нижнего Тагила, может быть, тот самый протооригинал, который находился некогда в Римской церкви Санта Мария дель Пополо."
Чтобы обеспечить в зале благоприятный для картины микроклимат - оптимальный влажностный и температурный режим, музей организовал работу выставки "Святое семейство" в групповом формате. Посетителей распределяют по небольшим группам в холле музея. Здесь они могут провести время в ожидании своей очереди за просмотром специальной мультимедийной презентации, посвященной мадоннам Рафаэля - главной теме в творчестве великого художника. Затем экскурсовод сопроводит группу в музейный зал, где посетителей ждет увлекательный рассказ о судьбе картины, о тех исторических личностях, кто берег и хранил картину долгие годы, и о тех, кто желал властвовать над ней. Имена горнозаводчиков Демидовых и блистательной Авроры Шернваль, папы римского Юлия II и библиографа, художника Джорджо Вазари, Наполеона Бонапарта и кардинала Сфондрато, реставраторов И. Э. Грабаря и В. Н. Яковлева оказались связанными с одним из бесценных шедевров эпохи Возрождения.
Выставка работает в НГКМ с 17 марта по 9 мая 2011 года.
Источник: Краеведческий музей |
|
|
|
|