Тема: Статьи, Город, Бизнес, Общество |
В Новосибирске сформировали рекомендации по господдержке производителей товаров и услуг для детей |
|
31 марта, в рамках мероприятий по реализации задач Послания Президента РФ к Федеральному Собранию, в Новосибирске состоялся межрегиональный круглый стол Общественной палаты РФ «Бизнес детям». В рамках мероприятия под председательством члена Общественной палаты РФ, доктора социологических наук, профессора Н.Д. Вавилиной, представители бизнеса и эксперты обсудили, как сделать сегмент товаров и услуг для детей более привлекательным и рентабельным, привлечь в него инвесторов, заинтересовать российские предприятия в его развитии. Руководитель одного из старейших производителей детского питания, фирмы «Лактовит» из Ангарска, Л.А. Зайцева рассказала об опыте выживания на рынке с 1993 года до наших дней. Факты наглядно иллюстрируют, что даже в 90-е господдержка предприятий детского питания была гораздо более серьезной и ощутимой, чем сегодня. Только за последний год, «Лактовит» подвергся повышению объема отчислений от ФОТ до 34,2%, занимаемые им на условиях безвозмездного пользования помещения молочных кухонь теперь придется арендовать на общих основаниях, постоянно приходится нести непредвиденные издержки в связи с бессистемными изменениями технических регламентов и нормативов. Все это сказывается и на цене, из-за чего качественная продукция уже не вписывается в ценовые рамки для бесплатного детского питания, и реализуется через торговые сети, где завышенная наценка делает ее еще менее доступной детям. В то же время, в новом налогообложении есть одно исключение – производители IT-технологий, продолжающие отчислять от ФОТ все те же 14%. Участники сошлись во мнении, что производители детских товаров по данной льготе должны быть приравнены к этой категории, поскольку иначе может настать момент, когда пользоваться инновационными решениями будет просто некому. Генеральный директор НПО «Лайф Новосибирск» Н.М. Байтингер поделился опытом внедрения интеллектуального управления теплосбережением в школах и детских садах. Новая разработка обеспечивает экономию от 20% до 40%, повышает качество климата в детских учреждениях. Однако работать приходится без господдержки, на общих основаниях, к тому же с большими задержками по оплате выполненных работ. Член Правления Банка «ГЛОБЭКС» В.П. Ожередов рассказал об имеющихся на рынке возможностях льготного кредитования производителей детских товаров из средств, выделяемых Российским банком развития. Это льготные кредиты со ставкой до 11,5% на пять лет для предприятий малого бизнеса, а также кредиты на семь лет со ставкой 6% для инновационных компаний, имеющих запатентованные разработки. При этом, в сфере детского питания большинство производителей имеют патенты, в связи с чем могут претендовать на льготный кредит до 150 миллионов рублей. Однако коммерческие банки не особенно заинтересованы в кредитовании этого сегмента, в первую очередь из-за проблем с обеспечением. В.П. Ожередов рекомендовал активнее использовать различные формы объединений производителей и совместных целевых программ, что позволит проще привлекать кредитные ресурсы, в том числе под поручительства региональных фондов. Представитель Компании «Чистая вода» В.В. Волкова обратила внимание на другую проблему: необходимость в создании портрета целевого получателя господдержки. О воспитательных программах с элементами самоокупаемости рассказали художественный руководитель детской киностудии «Поиск» П.И. Анофриков и директор военно-спортивного клуба «Сталкер» П.А. Гриенко. Оба отметили, что недостаточно поддерживаются даже проекты для детей, существующие уже не один год и реализованные за счет собственных средств энтузиастов и представителей бизнеса. Обратили они внимание и на то, что не столь многие из поддерживаемых государством общественных проектов имеют конкретные результаты: в виде развития у детей полезных трудовых навыков и компетенций, экономического и маркетингового мышления, умений создавать что-либо, востребованное рынком, адаптироваться к современным условиям. Присутствующие представители консультационных компаний и маркетинговых агентств отметили, что бизнес крайне слабо заинтересован во вложениях в детский сегмент ввиду того, что госрегулирование сделало его максимально непривлекательным для отечественного производителя. Однако, как ни парадоксально, от действующих форм регулирования выигрывают в первую очередь китайские производители, поставляющие свои товары в Россию, которым по факту даже согласования и разрешительные процедуры обходятся значительно дешевле. В результате структура себестоимости российских товаров для детей изначально неконкурентоспособна, почти не оставляет средств на качественный маркетинг, ведет к непроходным ценам при госзакупках. Участники выдвинули много предложений различного рода: ограничить максимальную наценку торговых сетей на детские товары планкой в 10%; ввести обязательную маркетинговую экспертизу при государственных и муниципальных закупках, а также при принятии решений о господдержке; сформировать систему специализированных бизнес-инкубаторов, предоставляющих бесплатные консультации по правовым, маркетинговым, управленческим вопросам; ужесточить меры в отношении недобросовестной конкуренции. Чтобы стимулировать и компании из других сегментов вводить у себя детское направление, неоднократно звучала идея нормативно определить минимальный удельный вес детских товаров и услуг в обороте как основание для получения преференций. По итогам круглого стола, пакет рекомендаций будет вынесен на пленарное заседание Общественной палаты РФ в Москве, после чего учтен при разработке федеральных нормативных актов. В качестве представителя от сибирского бизнеса, на пленарное заседание ОП РФ приглашена генеральный директор фирмы «Лактовит» Л.А. Зайцева из Иркутской области. Мероприятие проведено совместно с НП «Агентство взаимодействия бизнеса и власти», Сибирским федеральным центром здорового питания и Агентством коммуникаций «Банзай», при участии Правительства Новосибирской области.
Тамара Соболевская Агентство «Банзай». |
|
|
|
|