В Краеведческом музее открывается выставка декоративно-прикладного искусства Узбекистана ЧАРХПАЛАК – КОЛЕСО ВСЕЛЕННОЙ
Выставка декоративно-прикладного искусства Узбекистана традиционно открывается в музее уже восьмой год подряд и неизменно пользуется популярностью у посетителей. Каждый новый совместный проект арт-центра "Счастливая птица" и НГКМ не похож на предыдущий. В 2011 году в музее выставлена новая великолепная серия авторской риштанской керамики, новые коллекции этно-одежы, также абсолютно по-новому организовано выставочное пространство.
Работы мастеров народных промыслов дополнены фотовернисажем, посвященным древним городам Узбекистана и людям, живущим в них. Современную узбекскую фотографию представляют работы Шавката Болтаева и Анзора Салиджанова (Бухара). Кроме того, на выставке показаны фотографии разных лет известного новосибирского фотографа Владимира Дубровского, в 80-е годы прошлого века объехавшего всю союзную республику вдоль и поперек в качестве фотокорреспондента узбекского отделения ТАСС и журнала "Искусство Советского Узбекистана". Также в состав вернисажа вошли новые фотографии новосибирца Максима Костина, путешествовавшего в 2010 году по Средней Азии и побывавшего в Самарканде, Бухаре и Хиве.
В этом году посетители увидят на выставке обширную коллекцию знаменитой керамики Риштана - одного из древнейших гончарных центров Средней Азии. Среди экспонатов: авторские декоративные блюда и тарелки, кувшины, сосуды и вазы, созданные известным мастером Алишером Назировым и его учениками.
Также в залах НГКМ представлены редкие образцы шелковых и полушелковых абровых тканей, сотканных вручную узбекскими мастерами. Дополняют текстильный раздел выставки этно-коллекции одежды с яркими среднеазиатскими мотивами, выполненные по эскизам новосибирского дизайнера Натальи Полынской и самаркандских модельеров Азизы Хамдамовой и Ольги Николаевой. Кроме того, среди экспонатов: головные уборы, батик, этнографические куклы, художественная вышивка, набойка, и многое другое, что придает выставке яркость, пестроту и щедрость восточного базара.
Чархпалак дословно переводится с узбекского языка как "большое колесо" или "колесо Вселенной". Это и колесо для подъема воды над источником, и водяная мельница, и колесо обозрения, но смысл этого слова гораздо шире. Пока вращается чархпалак, наполняя сосуды живительной влагой, не прерывается на земле река жизни. Подобно чархпалаку, из полноводных родников традиции черпают идеи и вдохновение современные мастера Узбекистана. Именно на чархе разматывают шелковые нити ткачи и формуют свои изделия гончары, на чархе оттачивают лезвия ножей кузнецы... Раскручивая свое колесо, они привносят личное мироощущение в традиционные ремесла, поднимая их до уровня высокого мастерства. Арт-центр "Счастливая птица"