Тема: Репортаж, Город, Наука, Здоровье |
Интервью порталу Город54 по проекту «Авангард Знаний» |
|
В марте этого года было объявлено о запуске Всероссийского проекта «Авангард Знаний». Его организаторы – биофармацевтическая компания «АстраЗенека» и российские институты развития: Инновационный центр «Сколково», Роснано и «Российская венчурная компания» – уверены, что проект будет содействовать развитию российской науки и станет стимулом для исследователей работать именно в России.
Представитель компании «АстраЗенека Россия», координатор проекта «Авангард Знаний» Эльмира Сафарова рассказала о состоянии российской науки, причинах и целях запуска проекта в России.
Эльмира, что сегодня происходит с наукой в России? Насколько Россия в состоянии составить конкуренцию западным странам в области разработки новых лекарств?
Российская фундаментальная наука всегда находилась на высоком уровне, и оказывала значительное влияние на мировую, и сейчас ситуация нисколько не изменилась. Многие российские ученые уважаемы и известны не только на родине, в России, но и за рубежом. Ярким примером такого признания является череда Нобелевских премий, которые получили в последнее время наши соотечественники Жорес Алферов, Андрей Гейм и Константин Новоселов. Отрадно, что сегодня для развития науки в России создаются все более благоприятные условия: общие расходы государства на научные исследования и разработки за последние 10 лет выросли почти вдвое, и такой рост является одним из самых быстрых в мире. Тем не менее, мы все еще наблюдаем то, что зачастую лучшие умы уезжают за рубеж в поисках лучших условий работы и возможности внедрить в практику результаты своих исследований. Ситуацию спасают такие «оплоты» науки, как Новосибирский Академгородок: столица Сибири и «Силиконовой тайги» является одним из ключевых российских научных центров, обеспечивающих развитие отечественной науки. «АстраЗенека» стала первой компанией из так называемой «Большой Фармы» (группы крупнейших транснациональных фармацевтических корпораций), которая пришла в Сибирь и готова поддерживать развитие российской науки «по ту сторону Уральских гор».
Как на сегодняшний день организовано взаимодействие российских НИИ и бизнеса? Есть ли в нём различия в сравнении с Европой, США?
Сейчас, по большому счету, этого взаимодействия нет, по крайней мере, в области фармакологии. Есть единичные случаи, но они, скорее, исключения. На Западе исследования проводятся как по заказу бизнеса, так и по заказу государства. Существуют частные лаборатории, которые проводят исследования, понимая потребности общества в том или ином продукте. В каждой из них есть специалисты, которые способны коммерциализировать результат и выгодно продать его. Кроме того, есть эффективно работающие центры трансфера технологий при больших университетах. Поэтому основными путями решения проблемы «утечки мозгов» и возвращения России звания лидера в области инноваций являются, во-первых, мотивация ученых проводить исследования именно в России, а во-вторых, предоставление им экспертизы в области коммерциализации и инфраструктуры. В России связь «наука – бизнес» еще надо налаживать.
Стартовал проект «Авангард Знаний». Что он даст российским ученым?
В рамках этого проекта мы приглашаем ученых - химиков, биологов, фармакологов, - к участию в конкурсе научных проектов в области медицины и фармакологии. В этом году конкурс объявлен на лучшие разработки в области сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии. Авторы самых сильных с научной точки зрения проектов получат денежную премию в виде 15 000 долларов США. Я подчеркну, что это не грант, это премия за уже проведенную работу, признание их заслуг. Кроме того, проект подразумевает не просто финансовую поддержка: мы предоставим победителям возможности продолжать начатые исследования на базе российских институтов развития – нашими партнерами являются Сколково, Роснано и «Российская венчурная компания». Мы уже получаем заявки на участие из разных уголков страны, и мы надеемся, что их число будет продолжать расти. У нас есть еще немного времени, вплоть до 24 апреля.
Это первый проект, который проводит ваша компания? Был ли у Вас опыт проведения чего-то подобного в других странах?
Да, конечно. Так, 10 лет назад АстраЗенека начала этот проект в Японии. И если в первый год мы получили лишь 30 заявок на участие, то со временем это число неизменно росло. В прошлом году было подано более 500 заявок на участие. Кроме того, несколько лет назад мы запустили этот проект в Южной Корее и Китае. Таким образом, мы привнесли в Россию успешный опыт, эффективный в плане стимулирования научно-исследовательской деятельности.
А способен ли все же этот проект остановить «утечку мозгов»? Сможет ли он стимулировать российских исследователей все же остаться в России?
Конечно, остановить «утечку мозгов» сразу же он вряд ли сможет. Но заставить задуматься о том, что работать можно и в России, задуматься о том, что все, что разрабатывается, может быть успешно внедрено в России – да. Главным образом проект поможет привнести в российскую науку новый взгляд на исследовательскую экспертизу и инновации, расширить знания и опыт российских ученых в сфере взаимодействия с бизнесом – и это поможет в дальнейшем развитию инновационной научно-исследовательской деятельности в России.
Галия Калимуллина, Ассистент Департамента Pharma Edelman Imageland. |
|
|
|
|