Виктор Толоконский: учебники нового поколения должны усиливать интерес школьников к познанию
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский сегодня принял участие в заседании Ученого совета Института педагогических исследований одаренности детей Российской академии образования (ИПИО РАО). На совещании было представлено новое поколение учебников математики для 5-11 классов. Разработанный учеными учебно-методический комплекс включает в себя учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителей. Комплекс основан на проблемных методах обучения и творческом освоении предмета. Весь курс изучения математики построен на трех уровнях: общегуманитарном, предполагающим овладение базовыми знаниями, технологическом, готовящим к обучению в вузах, и специализированном, предусматривающем углубленное изучение предмета. При этом ученик сам может выбрать, задачи какого уровня ему решать. Планируется, что пособия начнут использовать в школах через год. Полномочный представитель высоко оценил разработки ученых и отметил: «трехуровневая система обучения – это интересно. Второй и третий уровень освоения предмета основываются на первом, что является методической ценностью». По мнению полномочного представителя, основной вопрос в процессе внедрения новых учебных материалов – подготовка преподавателей: «Сейчас нет стройной системы подготовки педагогов к использованию учебников нового уровня. Нужно организовать подготовку учителей: проводить семинары, курсы, конференции». Педагоги должны быть мотивированны на работу с новыми учебниками, уверен полпред. «Преподаватели должны не количеством учебных часов, а качеством методических приемов влиять на усвоение материала», - считает Виктор Толоконский. Кроме того, по мнению полпреда, «новый учебник призван усилить интерес педагога к работе. Убежден, именно от влияния учителя во многом зависит степень одаренности и заинтересованности школьников». Виктор Толоконский считает, что новый учебный комплекс будет усиливать внимание школьников к предмету: «Учебники нового поколения должны побудить интерес учащихся к познанию, учить мыслить, способствовать правильной организации мышления, а не просто передавать информацию, которая сейчас доступна из многих источников». Полномочный представитель подчеркнул необходимость распространения концепции многоуровнего учебного комплекса на другие предметы. По его словам, с помощью подобных учебников можно поднять уровень всего образования. «Хочется, чтобы руководители образовательных учреждений использовали этот опыт, чтобы на основе таких методик повышался общий уровень образования», - сказал Виктор Толоконский.
Институт педагогических исследований одаренности детей организован в 2006 года на базе Института электронных программно-методических средств обучения Российской академии образования. В структуру ИПИО РАО входят 3 научно-исследовательских лаборатории. Основными направлениями научно-исследовательской деятельности Института являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований, направленных на получение новых знаний о закономерностях обучения, воспитания и развития одаренных детей и талантливой молодежи, разработка и внедрение современных образовательных технологий, методов, средств и форм организации обучения, определение приоритетных направлений развития фундаментальных и прикладных научных исследований.