Более 50 звонков поступило сегодня на прямую линию по проблемам защиты прав потребителей
Прямая линия, организованная по инициативе комитета мэрии по защите прав потребителей, была посвящена 15-летию со дня принятия Закона РФ «О защите прав потребителей». Этот документ, предоставивший гражданам право на качественные товары и услуги, является одним из действенных и эффективных законов современной России.
По словам председателя комитета мэрии по защите прав потребителей Александра Старикова, закон РФ позволил выстроить стройную систему защиты прав граждан на федеральном и муниципальном уровнях. Сегодня созданы различные контролирующие организации (Роспотребнадзор, Центр стандартизации и метрологии, ветеринарная служба, санитарная милиция и др.), чья деятельность направлена на обеспечение безопасности и качества товаров и услуг. Немаловажно и то, что за эти годы появились общественные организации потребителей. Совместная работа государственных, муниципальных структур и общественности дает свои положительные результаты. Главный итог этого взаимодействия – повышение потребительской грамотности. Граждане в случае нарушения их прав, знают, куда обратиться и как вернуть потраченные на покупку некачественного товара деньги. Если 15 лет назад в комитет мэрии и отделы по защите прав потребителей в год поступало около 2 тыс. обращений, то в прошедшем году их было уже 96 тысяч.
Специалисты дают горожанам устные консультации, разрешают споры с поставщиками и продавцами товаров, помогают составлять претензии и исковые заявления в суд.
Как свидетельствует практика, почти 97% обращений разрешаются в пользу потребителей, до суда, как правило, дело доходит в редких случаях – проблему удается уладить путем переговоров. Так, в прошедшем году из 12 тыс. обращений горожан, требующих разбирательства и рассмотрения, только по 364 обращениям были поданы иски в суд.
Закон «О защите прав потребителей» дисциплинирует продавцов. Специалисты в области защиты прав потребителей стараются на убедительных примерах показать предприятиям торговли, что спорить с покупателем – себе дороже. Закон практически всегда на стороне потребителей.
Тем не менее, новосибирский потребительский рынок насыщен некачественными товарами и услугами. В последние годы немало нареканий вызывает качество новых услуг, например, изготовление и установка пластиковых окон, приобретение некачественных сотовых телефонов и др. За последний год более чем на 30% выросло количество претензий к продавцам некачественной мебели.
Прямая линия сегодня лишь подтвердила эту статистику. Горожане интересовались, подлежит ли обмену приобретенная мебель, жаловались на некачественную обувь, спрашивали, как можно вернуть деньги за некачественные коммунальные услуги и т.п.
Сведения, получаемые в ходе подобных прямых линий, а также итоги рейдов и проверок торговых предприятий позволяют специалистам выявлять наиболее злостных нарушителей. Результаты проверок доводятся до сведения представителей органов власти, общественности города, а руководители предприятий-нарушителей приглашаются на городской координационный совет по взаимодействию с органами по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей. На одном из последних заседаний совета, в частности, принято решение о создании реестра недобросовестных поставщиков мясной и молочной продукции. Сформированный реестр будет представлен общественности.