В декабре прошлого года компания ТНК-ВР, третья по величине нефтяная компания в России, начала внедрение новой беспрецедентной технологии работы с поставщиками и подрядчиками. В ключевых регионах присутствия ТНК были созданы региональные Советы по работе с поставщиками и подрядчиками и конфликтные комиссии, которые должны были реагировать на жалобы тех поставщиков или подрядчиков, которых не удовлетворили результаты конкурсов. Формально подобные контрольные структуры существуют и в других крупных компаниях, и на государственном уровне. Новизна состояла именно в том, что руководство ТНК сделало конфликтные комиссии рабочим инструментом, а не украшением. С самого начала все не только актуальные, но и потенциальные поставщики и подрядчики максимально широко оповещались о работе комиссий и возможности подать жалобу, невзирая на лица в прямом смысле слова. Искренность намерений руководства ТНК подтверждали отзывы первых подрядчиков, чьи жалобы были рассмотрены и удовлетворены конфликтными комиссиями. Стоит отметить, что на первых порах процент удовлетворенных жалоб доходил до 40 процентов, что говорит как о беспристрастности комиссий, так и о актуальности проблемы. Не удивительно, что в первые четыре месяца 2010 года поток жалоб в конфликтные комиссии возрос кратно. В нашей стране, где слово «жалоба» привычно воспринимается исключительно в негативном контексте, подобный перелом психологии прошел непросто не только для поставщиков, но и для региональных подразделений компании. Однако большинство руководителей региональных филиалов поняли и приняли новую философию ТНК-ВР — философию открытости и сотрудничества.
- Анализируя результаты, можно уверенно говорить, что идея сближения компании с контрагентами нашла отклик, - прокомментировал ситуацию Исполнительный Вице-президент по обеспечению бизнеса ТНК-ВР Анатолий Темкин. На мой взгляд, это объяснимо: ТНК-ВР, пожалуй, первой из российских компаний вышла за рамки привычного понимания взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком, и предложила более широкий формат, который предполагает скорее тесное партнерство и сотрудничество. Можно сказать, что компания создала такую среду бизнеса, в которой подрядчик имеет реальные инструменты и возможности для отстаивания своих интересов и предложения своих инициатив. Это относится как к решению спорных вопросов в рамках деятельности Конфликтных комиссий, так и к выработке правил взаимодействия на рынках материалов и услуг в рамках работы Региональных Советов. Полученный в результате опыт помогает нам вносить необходимые корректировки в соответствующие правила и процедуры, что позволяет и подрядчикам и нам решать главную задачу – повышение эффективности и снижение затрат при закупке продуктов и услуг, требующихся в нефтегазодобыче. Открытость и прозрачность, заложенные в основу нашей новой философии контрактования, безусловно, пойдет на пользу и всему рынку, будет способствовать росту числа потенциальных поставщиков.
Форму жалобы в Конфликтную комиссию и подробную информацию о работе комиссий можно найти на сайте Компании по адресу http://www.tnk-bp.ru/procurement/council/. Заполненную форму жалобы необходимо для рассмотрения направить секретарю территориальной конфликтной комиссии в электронном виде.