Тема: Город, Культура |
В Краеведческом музее открывается необычная выставка раритетных фантиков, этикеток Сладкая жизнь из собрания коллекционера Александра Лутковского |
|
НГКМ начал сотрудничать с Александром Лутковским в 2010 году, представив широкой аудитории его коллекцию игральных карт - одну из лучших в России и ранее нигде не выставлявшуюся. На новой выставке коллекционера в залах музея — несколько тысяч раритетных фантиков от конфет и шоколада, этикетки от лимонадов, а также редкие миниупаковки порционного сахара, выпускавшиеся в разное время в СССР, России и за рубежом.
Как менялся дизайн фантиков с 50-х годов прошлого века и до наших дней? Какие изменения претерпевали логотипы известных марок конфет, как менялась их упаковка? Как подделывали популярные "сладкие" бренды, выпуская конфеты с похожими на оригинальные фантиками? Какие марки лимонада производились в Советском Союзе и на что были похожи их этикетки? На эти и многие другие вопросы получат ответы посетители выставки "сладкой упаковки" из уникального собрания новосибирского коллекционера Александра Лутковского. Эта выставка будет интересна не только для дизайнеров и коллекционеров. Новосибирский государственный краеведческий музей приглашает всех взрослых поностальгировать об ушедшем детстве и рассказать своим детям о таких желанных, но часто совершенно недоступных дефицитных конфетах, а также о сладкой, и как казалось, необыкновенно вкусной "газировке", которую уже давно нигде не выпускают.
Выставка работает в НГКМ по адресу Красный проспект, 23 с 8 июля по 18 сентября 2011 г.
Детство – время открытий, безмятежности, радости. Одна из радостей - конфеты. Родители используют конфету и как подарок, и как средство поощрения. Будешь себя хорошо вести и получишь конфету. Ударился ребенок - ручей слёз, но конфета в миг меняет настроение ребенка. Наравне с конфетами многих детей зачаровывают разнообразные пестрые фантики. Зачастую малыши, полакомившись конфеткой, аккуратно разглаживают помятый фантик и как ценную реликвию убирают в специальную коробочку. С годами наивное увлечение проходит, коробка с фантиками безвозвратно теряется, оставляя где-то в глубине души приятные воспоминания. Но для некоторых любовь к оберткам конфет перерастает в настоящую страсть. В детстве мы с сестрой собирали фантики. Коробка с ними долгие годы пылилась в чулане, пока в 1995 году у меня не родилась дочка. Став немного постарше, она начала хранить в этой старой коробке фантики от конфет, которые мы покупали. А потом, как-то раз, разобрав все наши фантики, я и сам очень сильно увлекся коллекционированием оберток от конфет и шоколада. Ведь это частички радости, навсегда сохранившие счастье детства. Если у взрослого человека ничего не осталось от детства, то кому он тогда нужен?! Такой занудливый человек постоянно "гундит", ему ничего не интересно, все надоело и противно. А ведь взрослый должен уметь восторгаться и удивляться даже самым обычным вещам как ребенок. Это самое важное свойство - человек должен быть большим ребенком!
Мир фантиков настолько захватывает. В фантиках отражен дух времени. Производство конфет и шоколада появилось в нашей стране в XIX веке. Начальный период развития капитализма в России вызвал бурный рост кондитерских фабрик не только в крупных городах, но и на периферии империи. Некоторые сорта конфет дошли до нашего времени без изменения тогдашней рецептуры, при этом они пользуются неизменным спросом не только в России, но и далеко за ее пределами. Классическим примером могут служить всеми любимые с детства конфеты "Мишка косолапый". Кстати, даже обертки многих конфет, привычных еще нашим прадедам, практически не изменились с тех пор.
Интерес коллекционеров к конфетным и шоколадным оберткам в России постоянен. Причиной тому служат традиционно высокий уровень их исполнения и большое тематическое разнообразие, где культурно-просветительская и общественно-политическая тематики занимают одно из ведущих мест в содержании и оформлении "сладкой" продукции. Так уж сложилось, что большинство графических миниатюр для упаковки кондитерской продукции традиционно создавалось при участии высокопрофессиональных художников или даже поэтов! К примеру, Владимир Маяковский писал на заказ тексты и для коробок конфет и для фантиков. Например, такой: Если вы давно удовольствий не имели, купите здесь Моссельпромовской карамели. Помимо фантиков, я еще в детстве начал собирать этикетки от безалкогольных напитков. Сладкая газировка – это неотъемлемый атрибут детства. Любой ребенок может пить газировку литрами. Мне самому не раз приходилось уговаривать своего ребенка выпить горячего чая с лекарствами со словами: ПЕЙ КАК ЛИМОНАД!
Раньше этикетки крепились на горлышке бутылки клеем, который легко смывался. Иной раз этикетка сама отваливалась с бутылки. В детстве мы с другом придумали интересный способ пополнения коллекции - брали папины лезвия от бритвы и шли в приемный пункт стеклотары, где нам разрешали срезать этикетки. Коллекция быстро разрасталась – началась горбачевская борьба с пьянством – появилось очень много новых наименований напитков, которые, к слову, производились очень недолго. Теперь довольно редко можно встретить такие этикетки в коллекциях или на выставках, так как их собирателей в России очень мало. Еще один раздел моей коллекции - это миниупаковки порционного сахара. Любой человек хоть раз за свою жизнь сталкивался с такими маленькими бумажными пакетиками, например, в поезде или в самолете. Большинство людей, не задумываясь, разрывают упаковку и высыпают содержимое в кружку! Мне же и моим близким приходится пить несладкий чай - так как сахар уходит в коллекцию. В СССР сахар выпускался в упаковках на два кирпичика рафинада. На обертках размещались интересные картинки с поездами или самолетами. Не знаю почему, но хотелось сохранить именно не распакованные пакетики вместе с сахаром. Коллекция пережила даже время когда с прилавков в СССР исчезли продукты, включая сахар (правда, все повторные пакетики были все же съедены, уж больно хотелось сладкого!) Когда в нашу жизнь пришел интернет - я с удивлением узнал, что такой вид коллекционирования очень популярен. Особенно много таких коллекционеров в Европе.
Я считаю, что взрослым надо поощрять детей в их тяге к коллекционированию. Знаете почему? Во-первых, коллекционирование учит видеть мелочи, замечать интересное в деталях. Во-вторых, учит систематике: складывать и раскладывать экземпляры в определенном порядке, видеть логику составления коллекции. В-третьих, собирание фантиков выполняет познавательную функцию. Например, вот фантик от конфеты "Кокос". "А что такое кокос?", - задает вопрос ребенок, открывает энциклопедию и узнает, что это за орех, где он растет и прочее. Еще коллекция - это хорошее средство для медитации. Если я устал или хочу отвлечься от работы, то сажусь за коллекцию - и все дурные мысли уходят. Да-да! Так Бенджамин Франклин - американский ученый XVIII века - отдыхал, раскладывая свои марки. А еще коллекция занимает свободное время, и ребенок не будет маяться от безделья, ведь у него будет увлечение. Но самое главное, что коллекционер живет дольше! Потому что ему жалко расстаться со своей коллекцией! Александр Лутковский
Источник: Краеведческий музей |
|
|
|
|