История входящего в холдинг «Сухой» Новосибирского авиационного производственного объединения им. В.П.Чкалова (НАПО) началась в июле 1931 г., когда был заложен первый камень в строительство завода Горного оборудования. Спустя пять лет предприятие было перепрофилировано в самолетостроительный завод.
Первым здесь был построен истребитель-моноплан И-16 (1937 г.) конструкции Николая Поликарпова. С 1938 по 1940 года завод передал на вооружение Красной Армии более 600 самолетов. И-16 стал самым массовым истребителем своего времени, который широко использовался в войне в Испании, боевых действиях на Халхин-Голе, а позже на фронтах Великой Отечественной войны. На этом маневренном легком деревянном самолете впервые в мире Валерий Чкалов выполнил восходящий штопор. В 1939 года после трагической гибели легендарного летчика по просьбе коллектива Указом Президиума Верховного Совета СССР заводу было присвоено его имя.
В 1939 году было начато строительство первого советского скоростного истребителя деревянной конструкции с силовыми элементами из упрочненной древесины ЛАГГ-3 (конструкторы – С.А. Лавочкин, М.И. Гудков, В.П. Горбунов). К концу 1941 г. было выпущено около 900 машин.
В декабре 1941 года на предприятии разворачивается строительство новых истребителей Як-7 конструкции Александра Яковлева. Оборудование эвакуированных из европейской части авиационных заводов позволило резко увеличить выпуск изделий. Производственные площади увеличились более чем в пять раз, количество оборудования – в семь. К концу 1941 года была выпущена первая партия истребителей Як-7. В 1942 г. их было построено 2 211. За годы войны всеми авиационными заводами страны было произведено 36 тысяч истребителей типа «Як», почти каждый второй был выпущен на чкаловском заводе. За вклад в Победу завод был награжден Орденом Ленина, а знамя Государственного комитета обороны передано его коллективу на вечное хранение.
В 1947 года предприятие запустило в серийное производство реактивные истребители со стреловидным крылом МиГ-15, а позднее, в 1951 году, – МиГ-17 конструкции Анастаса Микояна и Михаила Гуревича. В 1954 году с заводского аэродрома был поднят в небо первый сверхзвуковой одноместный истребитель МиГ-19, который по своим боевым и летно-техническим характеристикам превосходил лучшие истребители мира. Около 10 лет самолеты конструкции Микояна, выпускаемые заводом, являлись основными истребителями ВВС Советской Армии и армий стран Варшавского договора.
Важным этапом в истории предприятия стало начало в конце 1950-х г.г. сотрудничество с ОКБ Павла Осиповича Сухого. В 1956 году в производство был запущен истребитель-перехватчик Су-9. Истребители-перехватчики Су-9, Су-11 (1962 год), Су-15 (1966 год), Су-15 УТ стали основой авиационного вооружения войск ПВО СССР. По своим летно-техническим характеристикам, возможностям боевого и учебного применения, по своим конструктивно-технологическим особенностям эти самолеты во многом определили основные этапы отечественного самолетостроения, они аккумулировали в себе все новейшие достижения авиационной и вычислительной техники, моторостроения, радиоэлектроники, электроавтоматики и др. смежных областей науки и техники.
Совершенно новым этапом в развитии отечественного самолетостроения явилось создание многоцелевого штурмовика Су-24, его серийное производство было начато в Новосибирске в 1973 году. По своим летно-техническим характеристикам и боевым возможностям Су-24 превосходил все существующие в то время серийные образцы самолетов аналогичного класса. За освоение этой модели завод удостоен ордена Трудового Красного Знамени. В 1993 г. было освоено производство нового перспективного многофункционального самолета Су- 34.
В состав компании «Сухой» НАПО им. В.П. Чкалова вошло в 2001 г. Объединение участвует в реализации всех приоритетных программ холдинга. Здесь организована сборка отсеков фюзеляжа среднемагистрального пассажирского лайнера «Сухой Суперджет 100». Ведется серийное производство фронтового бомбардировщика Су-34. Завод производит отдельные элементы истребителя пятого поколения. В объединении продолжается ремонт и реконструкция производственных площадей. Внедряется новое высокопроизводительное оборудование и технологические процессы. Коллектив НАПО пополняется квалифицированными кадрами. Для работников предприятия организованны курсы повышения квалификации, ведется обучение, переобучение по различным специальностям. Сделана большая работа по привлечению на производство молодых специалистов и выпускников вузов Сибирского Федерального Округа.