Тема: Статьи, Город, Бизнес |
Представители бизнеса и власти РФ и Новосибирского региона считают необходимым начать учитывать законодательно и статистически удаленную торговлю |
|
Представители бизнеса и власти России и Новосибирского региона считают необходимым начать учитывать законодательно и статистически удаленную торговлю. Такое общее мнение было выработано участниками круглого стола 1 ноября 2011г. «Рынок удаленной торговли в России: роль и место в региональных экономиках», организованного совместно рабочей группой по удаленной торговле Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты РФ и Новосибирской городской (НГ) ТПП.
Платформой обсуждения стало проведенное по заказу рабочей группы исследование Высшей школы экономики (ВШЭ) по внемагазинной торговле, впервые консолидировано охватившее такие сектора рынка, как интернет-торговля, торговля по каталогам и через телемагазины с последующей почтовой доставкой, прямые продажи и продажи через торговые автоматы (вендинг).
Новосибирск стал первым регионом после Москвы и Санкт-Петербурга, где была организована дискуссия о рынке удаленной торговли, который впервые с 2011г. стал анализироваться как единый и значимый сектор российской экономики.
Проблемы статистики рынка.
Так, в соответствие с данными исследования, рынок внемагазинной торговли (прогрессивных форм, то есть кроме киосков, палаток, рынков и ярмарок) в России уже по итогам 2010г. составил до 394 млрд руб. в 2010г., за период в 2005-2010гг. оборот внемагазинной торговли увеличился в 2,96 раза со 133 млрд руб. в 2005г. По прогнозам рабочей группы, этот рынок удвоится в ближайшие 5 лет и достигнет 793 млрд руб. в 2015г. к уровню 2010г. Пока доля этой индустрии в структуре всего розничного рынка РФ не превышает 4,3%, тогда как в среднем в мире этот показатель составляет 6%, а в развитых странах (Германии, Японии, например), доходит до 12%.
«Это позволяет говорить о внемагазинной торговле как о самостоятельном активно формирующемся сегменте рынка со значительным потенциалом роста», - прокомментировал эти данные ответственный секретарь рабочей группы Александр Чекарев.
Он отметил, что сегмент внемагазинной торговли демонстрировал рост даже в условиях кризиса - в 2008г. по сравнению с 2007г. рост составил 27% до 299 млрд руб., в 2009 – 14 % до 339 млрд руб., в 2010 году – 16 % до 394 млрд руб. В 2010г., по данным Росстата, внемагазинная торговля продемонстрировав более высокую динамику, чем розничная торговля в целом - прирост в российском ритейле составил 6,3% до 16 трлн 468 млрд руб. Помимо этого стоит учитывать, заметил А.Чекарев, что 45 млн россиян на сегодня уже пользуются услугами дистанционной торговли – это большая часть экономически активных россиян, а потому этот сектор рынка уже нельзя не замечать.
Исполнительный директор Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Михаил Яценко, в свою очередь, подчеркнул, что в 2015г. объем дистанционной торговли (а это только часть рынка удаленной торговли, так как не включает прямые продажи) в РФ может достичь, по оптимистичному прогнозу, 3% ВВП страны, пессимистичному - 3% оборота розничной торговли РФ.
По его мнению, дистанционная торговля является составляющей в построении мультиканальных схем продажи товаров, обеспечивая промышленности крупные заказы, предоставляя производителю определенную устойчивость и стабильность, дополнительную покупательскую аудиторию, тем самым развивая устойчивый рост спроса, позволяет оптимизировать производство и производственные расходы. Государство через поддержку такого вида торговли сможет обеспечить население дополнительными рабочими местами, пополнить бюджет, поднять социальный уровень населения как за счет роста занятости, так и доступности товаров и услуг, уверен М.Яценко.
Также он считает, что в 2020г. Россия как страна с широким географическим охватом, рассредоточенным по территории населением, имеет все предпосылки стать лидирующей страной Европы по объему рынка дистанционной торговли, вместе с которым приобрести хорошо функционирующий рынок почтовых услуг, хорошо развитую правовую и платежную системы, инвестиции в экономическое развитие России. «Для России дистанционная торговля - хорошо забытое старое. Например, еще в позапрошлом веке по почте распространялись каталоги с тульскими самоварами, в советское время была распространена торговля семенами и книгами по почте», - напомнил исполнительный директор НАДТ.
Между тем, как отметил президент НГ ТПП Юрий Бернадский, в отношении всей удаленной торговли назрела необходимость понять, «что это за сегмент рынка, что он включает и какими законами регулируется, какие инструменты регулирования со стороны государственной экономики к нему нужно применять, чтобы активно влиять на позитивные процессы в этом секторе экономики».
При этом начальник отдела по защите малого бизнеса Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Сергей Паршиков подчеркнул, что так как статистика не учитывает такого рода деятельности как удаленная торговля, сложно выявить влияние на экономику этого сектора. Этого же мнения придерживается и начальник управления торговли Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Лариса Яркова. Она обозначила необходимость внесения изменений в законодательство, выделив категорию удаленной торговли. «Не только Росстат, но и закон должен предусмотреть необходимость выделять не только традиционную, но и нестационарную торговлю. Только федеральный закон может определить единые правила и требования в этом вопросе», - заявила она. При этом Л.Яркова указала на необходимость выявления «прорывных» регионов в области внемагазинной прогрессивной торговли, помимо Москвы и Санкт-Петербурга – очевидных лидеров этого рынка. По ее словам, министерство Новосибирской области намерено обсудить данную проблему в 1 квартале 2012г. на федеральном уровне в Минпромторге РФ.
По словам представителей рабочей группы ТПП РФ, систематизация сбора статистических данных по этому рынку и формулирование соответствующей задачи Росстату и будет одним из направлений деятельности группы на ближайший год. «В резолюции экспертного совета Минпромторга РФ, состоявшегося по проблематике удаленной торговле впервые 26 октября 2011г., обозначен именно этот вопрос о внесении изменений в государственные классификаторы», - заметил А.Чекарев.
Законодательное регулирование.
Другим направлением обсуждения участниками круглого стола в Новосибирске стало законодательное регулирование рынка внемагазинной торговли.
М.Яценко привел анализ законодательного поля этого рынка. Так, закон «О защите прав потребителей» в некоторых своих положениях не учитывает возможности предприятий и всю специфику бизнеса дистанционной торговли. Наблюдается перекос в сохранении баланса интересов в сторону потребителей, что в свою очередь порождает так называемый «потребительский экстремизм» и от чего в конечном итоге страдает сам потребитель.
Правила продажи дистанционным способом, призванные, по сути, стать неким регламентом к статье 26.1 ФЗ «О защите прав потребителей», внесли дополнительные «неясности» и поставили некоторые виды деятельности вне правового поля. От этого пострадал не только добросовестный предприниматель, но и многие потребители, ранее пользовавшиеся этими вида сервиса. Речь идет о покупке дистанционно медицинских препаратов, лекарственных средств и т.п. «В итоге, пытаясь оградить население РФ от контрафактной продукции, потребителей лишили главного права – возможности потреблять и приобретать необходимые товары», - посетовал М.Яценко.
Как считают представители НАДТ, потребуется реформирование системы регулирования рынка. В частности, речь идет об отмене существующих ограничений и запретов в законодательстве. Взамен участники отраслевого объединения предлагают утвердить нормы международной конвенции о дистанционной торговле ЕМОТА как основной документ в механизме регулирования этого рынка.
Также, по мнению М.Яценко, потребуется создать межведомственную комиссию по развитию отечественного рынка дистанционной торговли из представителей исполнительной и законодательной власти страны, ассоциаций и бизнеса.
А.Чекарев в этой связи высказал мнение, что «саморегулирование - тот базовый инструмент, который позволит рынку внемагазинной торговли развиваться более цивилизованно». Саморегулирование позволит повысить ответственность участников рынка перед потребителем и законодательством. Возможно, стоит экстраполировать опыт этического кодекса, действующий на уровне одного из отраслевых сообществ - Ассоциации прямых продаж (АПП) – на всех прочие подотрасли рынка удаленной торговли.
Потребуется также дальнейшее реформирование «Почты России», считает М.Яценко. «Ни «Почта России», ни альтернативные операторы доставки пока не готовы к большим объемам отправлений товаров», - заметил он.
Со своей стороны, директор филиала УФПС Новосибирской области ФГУП «Почта России» Сергей Скрылов подчеркнул, что законодательство не успевает за рынком. Как пример такого отставания он привел сбои в работе таможенных органов, когда по всей России возникали проблемы по обработке международных отправлений. Для снятия напряжености было организовано 15 центров обработки международной корреспонденции, в том числе в Новосибирске.
Другая проблема больших городов – «банальное отсутствие почтовых ящиков», заметил С.Скрылов. Сейчас инфраструктура почтовых ящиков в домах не находится в ведении Почты. В этой связи «Почта России» поднимала вопрос на уровне Госдумы о предоставлении государственной почтовой службе полномочий контроля за этой сферой или введения административной ответственности за содержание почтовых ящиков. Пока же новые дома сдаются без почтовых ящиков, в крупных городах половина домов стоит без них, посетовал С.Скрылов.
Между тем, генеральный директор компании «Торговый дом Терегулова» Александр Терегулов обратил внимание на высокие тарифы «Почты», которые отправители товаров вынуждены закладывать в конченые цены, а это 20-40% от розничной цены. Соответственно, необходимо либо предусмотреть компенсацию потребителю в удаленных регионах части затрат на доставку товаров, либо снизить тарифы, чтобы развивать дистанционную торговлю в РФ. Другой путь оживления этого рынка - реформирование системы работы почты в ряде аспектов, например, системы оплаты посылок посредством наложенного платежа.
Деятельность малого бизнеса и защита прав потребителей.
При всех обозначенных проблемах участники круглого стола выделили еще одну специфическую - низкую информированность потребителей и малого бизнеса о возможностях внемагазинной торговли прогрессивных форм, сохраняющееся недоверие к этому виду продаж.
Причинами такой ситуации могут быть и низкая рекламная поддержка в офлайн среде интернет-услуг, и неразвитость технологий, маркетинга удаленной торговли. Так, например, если в секторе прямых продаж такие компании как Amway, Avon, Oriflame чувствуют себя довольно уверенно, используя различные каналы продвижения (каталоги, интернет), то в других секторах рынка не всегда предприниматели применяют разнообразные модели удаленной торговли. По мнению С.Скрылова, многие не используют элементарную возможность перевода своего сайта на английский язык, не предоставляя возможность зарубежным потребителям воспользоваться уникальным товарным предложением. Например, за рубежом могли бы быть востребованы сибирские береста, биологически активные добавки, мед. Есть, правда, некоторые ограничения в ряде стран на ввоз биологических продуктов во избежание заноса инфекций, но на международном уровне сейчас эти вопросы решаются, заверил глава Новосибирской Почты.
Хотя, как отметил С.Скрылов, многие сибирские компании удаленной торговли все же догадались создать свои представительства в европейской части России, осознавая, что большая часть потребителей в РФ сконцентрирована именно там – к западу от Урала.
Говоря о проблемах предпринимательства в удаленной торговле, С.Паршиков подчеркнул, что в отличие от сектора инноваций, государство не может поддерживать торговлю, хотя, например, 10% грантового лимита малому бизнесу властями Новосибирской области отводится предприятиям, создающим бизнес в сфере торговли, поддерживается и выставочно-ярмарочная деятельность. Так что поддержка государства для компаний, начинающий свое дело во внемагазинной торговле, тоже возможна, заверил он. «Если бизнес растущий, имеющий потенциала роста и его инициаторы могут сформулировать вразумительный план развития своего бизнеса, то они вправе рассчитывать на государственную поддержку своего бизнес-плана – это 50% затрат, но не более 300 тыс. руб.», - сообщил С.Паршиков.
Препятствием для развития бизнеса в области удаленной торговли эксперты называют также проблемы развития рынка логистических услуг и каналов связи. При этом генеральный директор ЗАО "Национальная почтовая служба" Вячеслав Пиксаев отметил, что слабо развит кадровый состав курьеров и высоки издержки доставки, почему альтернативные операторы прибегают преимущественно к большим объемам доставки.
Сложно развивается сейчас и бизнес торговли через автоматы в Новосибирске и в Сибири в целом. Как говорят представители этого сектора, рентабельность торговых автоматов фактически нулевая, с учетом аренды участка, налогов, обслуживания объекта, а также низкого уровня потребления через автоматы. Назревает риск упадка региональных операторов вендинга, так как федеральные операторы планируют экспансию в регионы, имея более низкую рентабельность и возможность выжить за счет эффекта масштаба (большого количества продаж).
Зачастую претензией к сектору удаленной торговли является также нарушение прав потребителей, хотя эксперты, анализируя цифры таких нарушений, не считают, что они в относительном виде выше, чем в традиционной торговле, а в абсолютных цифрах теряются на фоне показателей офлайн сектора.
Однако главный специалист экспертного отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Новосибирской области Татьяна Павская предупредила, что несмотря на низкое число обращений со стороны потребителей дистанционной торговли (10 за все время работы управления), тем не менее юридически сложно доказать вину продавца - как правило, не обнаруживается его контактных данных. Основные обращения в ведомство касались продаж через интернет сотовых телефонов, запчастей. Особняком стоит проблема мошенничества, обмана потребителей в области продажи БАД.
Однако начальник отдела маркетинга проекта ePochta SMS компании AtomPark Software Андрей Бурмус считает, что, несмотря на все перечисленные сложности, все же российский рынок удаленной торговли менее конкурентен, чем западный, а потому имеет больше перспектив для начала бизнеса в этом секторе и роста.
В заключении представители рабочей группы ТПП РФ предложили представителям бизнеса и власти Новосибирска продолжить работу по сбору мнений и предложений о проблемах и перспективах рынка удаленной торговли в регионах РФ. При этом М. Яценко напомнил, что обсуждаемая сейчас «Стратегия 2020» российского правительства предполагает региональные программы развития, а комитет по развитию потребительского рынка ТПП РФ намерен внести в проект стратегии фактор стимулирования разумного потребительского спроса и цивилизованного рынка торговли.
«Наша задача - обозначить, что теперь проблематика удаленной торговли поднята на высокий уровень и будут аккумулированы мнения со всех регионов», - отметил Александр Чекарев. Он подчеркнул, что чем больше будет обозначено проблем и предложений в сфере внемагазинной торговли, в том числе со стороны новосибирцев, тем больше решений будет выработано рабочей группой ТПП РФ.
Прямые продажи определяются WFDSA (Всемирная федерация ассоциаций прямых продаж) как способ продаж товаров и услуг напрямую потребителям. Взаимодействие продавца с потребителем осуществляется вне стационарных торговых точек продаж, и как правило, предполагает объяснение и демонстрацию товара и услуг.
Дистанционная торговля (EMOTA – Европейская ассоциация дистанционной торговли – Европейская конвенция о международной почтовой и дистанционной торговле). Коммерческая деятельность, называемая «почтовой торговлей» и/или «дистанционной торговлей» подразумевает различные маркетинговые методы, которые, начиная от инициирования коммерческого предложения компании потребителю и заканчивая выполнением заказа, сделанного потребителем, осуществляются посредством широкого ряда (интерактивных) способов коммуникации и распространения информации дистанционно, от письменного документа до использования самых передовых коммуникационных технологий.
Вендинг определяется Европейской ассоциацией вендинга (European Vending Association (EVA)) как продажи через торговые автоматы. EVA объединяет 19 национальных ассоциаций, включая НААТ (Национальная ассоциация автоматизированной торговли, Россия). Всемирная вендинговая ассоциация (Worldwide Vending Association (WVA)) основана двумя континентальными ассоциациями EVA и NAMA для продвижения интересов отрасли по всему миру. Ассоциации вендинга объединяют производителей вендинг-оборудования и компонентов, поставщиков ингредиентов и материалов для вендинга, а также операторов вендинга (главным образом малый и средний бизнес, осуществляющий обслуживание аппаратов на ежедневной основе).
Источник: Торгово-промышленная палата Новосибирска |
|
|
|
|