…В частном секторе на окраине Осинников, среди скромных пригородных строений дом Светланы Кожуховой выглядит достаточно солидно. Высокий добротный забор, яркий сайдинг, пластиковые окна. Можно предположить, что за крепкими стенами живет обеспеченная семья с солидным достатком. Только у сотрудников Кузбасского УВД на транспорте к тому времени подкопилась несколько иная информация. Наблюдение показало, что в особняке проживает весьма энергичная молодая женщина с маленьким ребенком – Светлана Кожухова, которая в свои «тридцать с хвостиком» уже семь раз привлекалась к уголовной ответственности за кражи и за распространение наркотиков. Вместе с ней на птичьих правах в коттедже проживает парочка подружек, склонных к употреблению дурмана.
Оперативникам было известно, что хозяйка домика на окраине еще с юных лет не привыкла утруждать себя работой. Несколько лет назад она устроилась на автомойку. Однако трудовая карьера Светланы оборвалась довольно быстро. Милиционеры установили, что неспроста на мойку нередко заезжают даже чистенькие машины. Шустрая сотрудница смахивала пыль с кузовов и вручала водителям пакетики с героином. «Наркомоечный автобизнес» прикрыли, а предприимчивая сотрудница получила очередную судимость. Однако и этот урок не пошел впрок.
Так что этот домик на окраине Осинников неспроста вызвал профессиональный интерес сотрудников оперативно-розыскной части Кузбасского УВД на транспорте. Тем более, что появилась информация о появлении в Осинниках хорошо организованной сети распространения наркотиков.
Вскоре оперативники выявили нескольких мелких торговцев-«бегунков», которые регулярно созванивались с постоянными клиентами и доставляли героин к условленному месту встречи. Наблюдение за «бегунками» показало, что зелье они получают в доме Светланы Кожуховой. Судя по всему, криминальный бизнес приносил дамочке неплохой доход. Выйдя из колонии, она прикупила за 700 тысяч рублей частный дом, сделала в нем основательный ремонт. И потянулись на заветную окраину покупатели дурмана. Подходы к особняку отслеживали три камеры видеонаблюдения. И потому зелье могли получить только проверенные, постоянные клиенты. Сама Светлана выполняла функции «директора» наркоточки. Делала оптовые закупки, вела переговоры с многочисленной клиентурой, принимала заказы по телефону. Продажей и доставкой «товара» занималась Маргарита – одна из двух наркозависимых подружек, которых она поселила под своей крышей. Кстати, как установили оперативники, торговля героином шла не только на дому. На встречи с «VIP-клиентами», заказывавшими товар по телефону, выезжала все та же Маргарита.
По словам замначальника отдела по борьбе с организованной преступностью оперативно-розыскной части Кузбасского линейного управления МВД России, майора полиции Андрея Немчинова, вскоре оперативникам стала известна и клиентская база Светланы Кожуховой, и примерный уровень доходов от наркопромысла. Ежедневно товар продавался 10–15 «партнерам», которые в общей сложности приобретали до сотни разовых порций героина – ведь у многих из них были собственные покупатели. Суточный доход от продажи наркотиков шел на десятки тысяч рублей. «Когда мы собрали необходимые доказательства, решили задерживать саму Кожухову, – говорит Андрей Немчинов. – Учитывая, что наша «подопечная» крайне осторожна и изворотлива, следовало брать ее с поличным. Пришлось долго ждать, пока хозяйка выберется из своей «крепости» и закупит оптовую партию героина. Обычно за товаром Кожухова ездила сама. Брала героин относительно небольшими партиями – по 10 – 30 граммов. Для «экспертной оценки» товара привлекала «специалистов» из числа своих проверенных клиентов. После того, как «дегустатор» лично пробовал и подтверждал качество героина, Светлана совершала покупку»…
Поздним вечером на дороге из Осинников в Новокузнецк неприметная ВАЗовская «семерка» остановилась перед опущенным шлагбаумом у железнодорожного переезда. В машине водитель и две пассажирки. Задержание заняло несколько секунд. Оторопевшая вначале Светлана Кожухова быстро сориентировалась и поспешила «добровольно» выдать правоохранителям спрятанный наркотик. Из-под кофточки она извлекла пакетик с героином. Позже эксперты установят: вес изъятых наркотиков – 17, 565 граммов, что почти в семь раз превосходит особо крупный размер. При расфасовке порошка наркоманы получили бы более трехсот разовых доз.
Обыск в доме задержанной женщины тоже оказался результативным. Оперативники нашли часть нераспроданной партии героина, аптекарские весы, полиэтиленовые пакетики и фольгу, в которые Кожухова и ее подельница раскладывали «товар». Несколько разовых порций наркотиков было изъято и из кармана квартирантки. Было возбуждено уголовное дело.
Сейчас расследование завершено. Светлана Кожухова находится в следственном изоляторе и знакомится с материалами уголовного дела, которое в скором времени будет отправлено в суд. Казалось бы все в этой истории с наркобизнесом в Осинниках более или менее ясно. Однако остается открытым очень важный вопрос, который не вписался в формат многотомного фолианта с протоколами, экспертизам и очными ставками. Речь идет о 8-летней Насте, дочери обвиняемой. После ее рождения Кожухова несколько раз получала условное наказание только потому, что является матерью несовершеннолетнего ребенка. Однако уроки впрок так и не пошли. Светлана продолжала заниматься наркобизнесом и в очередной раз оказалась на скамье подсудимых. Лишь после этого ее лишили материнства и отправили в исправительную колонию отбывать уже реальный срок заключения…
Три года назад, после возвращения в родной город, Кожухова потратила немало времени и усилий, чтобы добиться восстановления в родительских правах. Органы опеки и попечительства при этом заняли совершенно нейтральную позицию: дескать, как решит суд. Заметим, что если бы сотрудники «опекунской» заняли бы более принципиальную позицию, у них наверняка возникло бы немало вопросов. Например, откуда у безработной, неоднократно судимой женщины такой достаток в доме? На какие средства она содержит ребенка? Почему маленькую Настю фактически воспитывают две «квартирантки» явно «нездорового» вида? Почему благосклонная мамаша поселила в комнату дочки одну из «воспитательниц» (как было установлено впоследствии, женщина была ВИЧ-инфицирована) и даже разрешала ей спать в одной постели с ребенком?
Нетрудно предположить, что малолетняя дочка стала для Кожуховой надежным правовым щитом, которым она собиралась прикрыться в случае возможных неприятностей с законом. После выхода из колонии энергичная женщина около года она обивала судебные пороги, добиваясь восстановления материнских прав. При этом Светлана не забывала и о своем «бизнесе». В оперативно-розыскном деле есть довольно любопытные документы. Даже находясь непосредственно в здании суда, Кожухова продолжала вести телефонные переговоры с клиентами, назначая встречи и оговаривая условия криминальных сделок. Хлопоты по восстановлению родительских прав не пропали даром: за очередное наркопреступление Светлана вновь получила условный срок с отсрочкой приговора до достижения ребенком 14-летнего возраста…
Чем закончится история с последним задержанием Светланы Кожуховой, прогнозировать трудновато. Сейчас она коротает время в следственном изоляторе и, по всей видимости, рассчитывает на лояльный приговор суда – ведь юридически она по-прежнему остается матерью 8-летней девочки. Заметим, что сотрудники транспортной полиции попытались расшевелить органы опеки и попечительства, которые праве выступить с инициативой о лишении материнства обвиняемой наркоторговки. По словам инспектора подразделения по делам несовершеннолетних линейного пункта полиции на станции Осинники Оксаны Черепановой, туда была направлено официальное письмо, в котором изложена подробная информация об особенностях «воспитания» ребенка в семье Кожуховых. Однако и на этот раз адресаты остались верными принципам невмешательства и нейтралитета. Спустя месяц полицейские получили ответ: мол, если Настина бабушка подаст иск о лишении своей дочери родительских прав, «опекуны и попечители» готовы выступить в уде в качестве «третьего лица». Не более того…
По информации пресс-службы Кузбасского линейного управления МВД России, Светлане Кожуховой и ее подельнице Маргарите предъявлены обвинения в сбыте наркотиков в особо крупном размере в составе организованной преступной группы. Все недостающие точки над «й» в этой непростой истории расставит суд.
Игорь БЕЛЯЕВ. Имена и фамилии обвиняемых изменены.