Неосмотрительные граждане все чаще становятся жертвами нового вида незаконного автобизнеса, основанного на продаже временно ввезенных в Россию из Киргизии дешевых иномарок
С начала 2012 года Сибирской оперативной таможней возбуждено в Новосибирске более десяти дел об административной ответственности по фактам незаконных операций с временно ввезенными из Киргизии, реже других стран, транспортными средствами, за весь предыдущий год – 13 дел. Еще 16 аналогичных дел возбуждены в 2011 – 2012 гг. Новосибирской таможней. Всего в регионе ответственности Сибирской оперативной таможни (Западная Сибирь, Хакасия и Красноярский край) за этот период возбуждено более 100 подобных дел.
Передача, а тем более продажа другим лицам временно ввезенных на территорию Таможенного союза автомобилей без уплаты таможенных пошлин запрещена действующим законодательством. Нарушения этого запрета фиксировались таможенниками и раньше. Но, как правило, за рулем задержанных на дорогах автомобилей с киргизскими номерами находились водители-россияне, которым машина была предоставлена для кратковременного использования. Дело об административном правонарушении в этой ситуации заканчивалось наложением на хозяина машины штрафа в размере 1,5 – 2 тысячи рублей.
В последнее время участились случаи задержаний автомобилей, задекларированных гражданами Киргизии для временного ввоза, а впоследствии приобретенных и используемых россиянами по месту жительства. Развитию незаконного автобизнеса способствуют низкая стоимость машин, растаможенных в Киргизии, и спекуляции на обывательских ожиданиях, что республика вскоре присоединится к Таможенному союзу, а это позволит узаконить «выгодное» приобретение.
На деле пострадавшей стороной, помимо государства, не получившего таможенные пошлины, становятся новые владельцы авто. Продажа временно ввезенного автомобиля как более грубое нарушение таможенного законодательства может повлечь конфискацию транспортного средства (часть 2 статьи 16.24 КоАП РФ).
Предметом правонарушений в большинстве случаев являются легковые автомобили японских марок 2000 – 2002 гг. выпуска, приобретенные на четверть ниже их рыночной стоимости. Чтобы избежать конфискации и узаконить ввоз такой машины, необходимо уплатить таможенную пошлину, размер которой рассчитывается исходя из объема двигателя и возраста автомобиля. Для примера, пошлина за автомобиль «Тойота Королла», выпущенный более 5 лет назад, с объемом двигателя около 1,5 л превышает 5,5 тысяч евро. Кроме того, необходимо, чтобы автомобиль соответствовал экологическому классу ЕВРО 4, в противном случае таможенным органом не будет выдан паспорт транспортного средства.