Роль и значение прокурорского надзора при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении
Неукоснительное исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях обеспечивает быстрое и полное раскрытие преступлений, соответственно, прокурорский надзор в данной сфере нацелен на своевременное предупреждение и устранение выявленных нарушений.Прокурорский надзор осуществляется на каждом этапе работы с сообщениями о преступлении: при приеме и регистрации сообщений о преступлении, проведении проверки по сообщению о преступлении и принятии по нему решения.К наиболее распространенным нарушениям учетно-регистрационной дисциплины можно отнести отказ в приеме сообщения (заявления), укрытие сообщения от регистрации, оставление сообщения без рассмотрения, несоблюдение установленных уголовно-процессуальным законодательством сроков рассмотрения сообщения о преступлении, принятие незаконного решения об отказе в возбуждении уголовного дела, неуведомление или несвоевременное уведомление заявителя о принятом решении и т.д.Каждое сообщение о преступлении должно быть принято сотрудником полиции, зарегистрировано в соответствующей книге учета сообщений о происшествиях и по нему должна быть проведена проверка. По общему правилу, сообщение о преступлении должно быть рассмотрено и по нему принято решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. В установленном законом порядке срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов срок проверки сообщения может составлять не более 30 суток.В ходе осуществления надзора прокурором уделяется внимание заявлениям и сообщениям, находящимся в стадии рассмотрения. При необходимости прокурор может дать письменные указания в целях предотвращения волокиты, недопущения проведения доследственных проверок при очевидных признаках преступления.Предварительная проверка заканчивается принятием по нему решения, установленного ст.145 УПК РФ, одним из которых является вынесение постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.Значительная роль прокурору отведена при проверке законности принятых решений об отказе в возбуждении уголовных дел. Как показывает практика, вынесение незаконных решений об отказе в возбуждении уголовного дела является наиболее распространенным способом сокрытия преступления от учета.Признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями, устанавливая срок их исполнения. Если при изучении материала установлены признаки преступления, то прокурор, отменяя постановление дознавателя, органа дознания, может дать указание возбудить уголовное дело.Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа.По фактам выявленных нарушений требований закона прокурор принимает меры прокурорского реагирования, добиваясь устранения допущенных нарушений.