Количество жалоб новосибирцев на неправомерный перевод средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды значительно снизилось.
Каждый год российские граждане имеют право выбрать способ управления своими пенсионными накоплениями: перевести их в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Свой выбор они осуществляют, подавая в Пенсионный фонд заявления о переводе данных средств в определенную ими организацию. Ежегодно ПФР подводит итоги этой переходной кампании и рассылает гражданам, изменившим способ управления своими пенсионными накоплениями, уведомления о переводе средств их пенсионных накоплений в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд.
Бывают случаи, когда после получения таких уведомлений граждане понимают, что никаких заявлений о переводе средств они не подавали и договоров с негосударственным пенсионным фондом не заключали. Такие ситуации могут возникнуть, как правило, в случае фальсификации договора обязательного пенсионного страхования и заявления гражданина. Однако существует большое количество фактов, когда граждане просто забывают о поданных заявлениях или не понимают суть подписываемых ими документов на перевод пенсионных накоплений в НПФ.
Граждане, обнаружившие, что их пенсионные накопления были неправомерно переведены в какой-либо негосударственный пенсионный фонд, имеют право подать жалобу в НПФ или ПФР, обратиться в суд для признания перевода пенсионных накоплений недействительным либо написать новое заявление на перевод пенсионных накоплений в прежнюю организацию. С 2012 года они также могут позвонить в федеральный колл-центр (по телефону 8-800-505-55-55 – звонок из любого региона России бесплатный), где его жалоба будет официально зарегистрирована.
Пенсионный фонд РФ отмечает тот факт, что в 2012 году число жалоб от граждан на неправомерный перевод средств их пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд значительно уменьшилось (так, количество письменных жалоб снизилось в 10 раз). Причинами этого снижения можно назвать и широкую разъяснительную работу органов Пенсионного фонда по разъяснению гражданам порядка управления собственными пенсионными накоплениями, и совместную деятельность ПФР с Национальной Ассоциацией Пенсионных Фондов по своевременному реагированию и урегулированию спорных вопросов, возникших между застрахованными лицами и НПФ, выявлению недобросовестных сотрудников НПФ и восстановлению прав застрахованных лиц. Кроме того и сами граждане становятся более грамотными и бдительными в вопросах распоряжения своими пенсионным накоплениями.
В Новосибирской области наибольшее количество жалоб на неправомерный перевод средств пенсионных накоплений наблюдалось в 2009 и 2010 годах (хотя и тогда их количество не превышали 16). В последующие годы их количество значительно снизилось: в: 2011 году в органы ПФР поступило 6 жалоб, а в 2012 – всего три.
Пенсионный фонд России напоминает всем застрахованным лицам, что даже в случае неправомерного перевода пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд они никуда не теряются. Эти средства по-прежнему отражены на индивидуальном (пенсионном) лицевом счете в системе обязательного пенсионного страхования.