Ассоциация инновационных регионов России стала партнером форума Interra
14-15 сентября 2012 года в Новосибирске прошел IV Международный инновационный форум Interra. Особенностью форума в этом году стало расширенное участие в нем Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) – она выступила партнером мероприятия и провела ряд встреч и обсуждений в рамках Саммита инновационных регионов.
Одним из ключевых событий первого дня форума стало заседание руководителей комитетов АИРР, в котором принял участие губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. Открывая заседание, председатель совета АИРР, Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов отметил, что важно как подвести промежуточные итоги работы комитетов, так и определиться с планами на будущее и понять, что нужно сделать, чтобы работа стала более эффективной. По словам Исполнительного директора АИРР Ивана Бортника, в последнее время работа Ассоциации существенно интенсифицировалась. «Сейчас необходимо сконцентрироваться на рабочей группе при Председателе Госдумы Сергее Нарышкине по законодательству в научной сфере. На сегодняшний момент мы уже проделали большую работу по подготовке предложений в закон о федеральной контрактной системе (ФКС)», - сказал Бортник.
Руководитель комитета АИРР по законодательству, Председатель Законодательной Думы Томской области Оксана Козловская рассказала, что новый закон придет на смену 94-ФЗ о госзакупках и станет одним из ключевых шагов по созданию условий для инновационной деятельности. «Вся эффективность 94-ФЗ сводилась к стоимости закупки, новый же закон о ФКС подвигнет заказчика покупать инновационные продукты и услуги. Минэкономразвития включило в проект закона предлагаемые нами понятия «контракт жизненного цикла» и «стоимость владения». Считаю это основным достижением и даже победой», - отметила Козловская.
Предложения АИРР, не принятые Минэкономразвития ко второму чтению, касаются формирования в обязательном порядке региональных реестров инновационных закупок. По словам Ивана Бортника, ведомство не против реестра – оно намерено подготовить его к 1 декабря и посмотреть, как он будет работать в течение года до вступления закона о ФКС в силу. Руководитель комитета АИРР по госзакупкам инновационной продукции Максим Шерейкин добавил, что реестр в какой-то мере может быть заменен статьей нового законопроекта о нормировании закупок и формировании различных требований к товарам и услугам, в том числе к потребительским свойствам. «С новым законом будет сложно, в регионах может наступить коллапс, но без него будет еще хуже. Необходимо информировать о нем и предусмотреть переходный период», - уверен Рустам Минниханов.
По итогам заседания комитетов было решено подготовить окончательный вариант предложений по закону о ФКС на следующей неделе. «Я предлагаю согласовать таблицу поправок во всех субъектах, так как они обладают законодательной инициативой, и нужен консолидированный пакет от всех регионов АИРР. Нас могли бы поддержать и те, кто стремится вступить в Ассоциацию – например, Московская область», - заключила Оксана Козловская.
Важной темой для обсуждения в ходе саммита инновационных регионов также стала кластерная политика. В первый день форума прошла международная конференция «Кластерная политика как важнейший фактор повышения инновационной активности производственного сектора». Руководитель комитета АИРР по кластерной политике и кластерным инициативам Александр Кобенко рассказал о конкурсе Минэкономразвития по отбору кластеров, некоторые из которых получат финансирование уже в этом году. «В индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного банка Россия занимает 67-е место, она находится на промежуточном этапе между сырьевой и инновационной экономикой. И кластеры должны стать ядром региональных инновационных систем», - сказал Кобенко.
Во второй день форума обсуждение кластерной политики продолжилось на круглом столе «Механизмы поддержки развития инновационных кластеров». Статс-секретарь, заместитель Министра экономического развития РФ Олег Фомичев подчеркнул, что уже можно говорить о кластерах не теоретически – их список утвержден, и сегодня стоит практическая задача выработать максимально эффективный механизм поддержки. Однако господдержка – это лишь часть, основная работа должна вестись самими кластерами при поддержке региональных властей, уверен министр. «Есть бюджетные ограничения, прямых денег на поддержку кластеров пока дают немного. У нас есть несколько инструментов, которые мы можем направить на поддержку кластеров, в том числе ФЦП по развитию инновационной инфраструктуры», - сказал Фомичев.
Директор инновационного департамента Минэкономразвития Артем Шадрин подчеркнул, что ближайшая задача – интегрировать уже существующие кластеры в стратегии госполитики. Еще одно важное направление работы, по его словам, это взаимодействие в рамках технологических платформ. «Это эффективный механизм, и я предлагаю посмотреть, насколько сейчас в кластерах это взаимодействие отработано и как его можно усилить. Отдельное малое предприятие теряется в масштабах платформы, а объединенное через кластер - это уже сильный игрок, партнер для других компаний-гигантов», - сказал Шадрин.
У кластеров есть потребность в профессиональных стандартах, отметил Исполнительный директор АИРР Иван Бортник. Также он призвал кластеры вносить в АИРР свои предложения по изменениям в законодательство, в том числе в законопроект о ФКС, о наукоградах и другие документы.
В завершении мероприятия состоялась церемония подписания Меморандума о создании некоммерческого партнерства – Союза медицинских и биофармацевтических кластеров России. Меморандум в частности подписали Биофармацевтический кластер «СЕВЕРНЫЙ», Калужский фармацевтический кластер и "Медико-фармацевтические проекты. XXI век".