Тема: Статьи, Город, Культура, Недвижимость |
Новосибирский архитектор, кандидат архитектуры Андрей Редзюкевич рассказал, почему создателям нового здания концертного зала филармонии должно быть стыдно |
|
«Хочется критиковать и произвести «разбор полетов». При этом очевидно, что полета не получилось. Наш архитектурный кукурузник разогнался по картофельному полю, нелепо подпрыгнул и вновь уткнулся носом в ботву, заняв свое место на кладбище погибших надежд», - так прокомментировал архитектуру нового здания концертного зала филармонии кандидат архитектуры, доцент Новосибирской архитектурно-художественной академии (НГАХА) Андрей Редзюкевич в статье для интернет-журнала о дизайне и архитектуре A3D.ru.
Главным недостатком нового здания, которое сейчас достраивают на площади Свердлова, Андрей Редзюкевич считает полное игнорирование окружения. По мнению архитектора, в единый гармоничный ансамбль, построенный Крячковым, в пластику стен, мелкие членения окошек, пилоны, тяги, активно акцентированные углы никак не вписывается ярко-синее здание с огромным окном, характерным для фасадов крупных промышленных или спортивных сооружений. Таких, например, как плавательный бассейн, гидроэлектростанция, ангар или теплица.
«Эта вещь ни к чему на крячковской «кухне» не «приросла». Не «привязана» она даже к земле... Следовательно, мы получили изделие, которое можно поставить где угодно, лишь бы оно особенно не мешало проходу-проезду», - утверждает Андрей Редзюкевич.
Среди конкретных недостатков строения архитектор отмечает странную форму, собранную как бы из двух букв «Г», повернутых носами друг к другу, необоснованный ритм швов облицовки и полочку в малой букве «Г», из-за которой, по мнению архитектора, возникает путаница в восприятии: то ли малая «Г» представляет собой цельную фигуру с кубическим же вырезом, то ли мы видим две фигуры - вертикальную стену и водруженную на нее сверху плиту-консоль. «Визуально возникает опасение за ее устойчивость и за сохранность хрупкой стеклянной поверхности. Вдруг эта «плита-консоль» продавит стеклянную поверхность, да еще и рухнет на входящих ценителей музыки» - пишет Андрей Редзюкевич.
Архитектор сравнивает появление этого здания со строительством Кремлевского Дворца Съездов, который, по его словам, является общепризнанным лидером архитектурного уродства: «Появление «аквариума» среди древних построек, привело к тому, что ЮНЕСКО в те годы исключило Московский Кремль из своего списка памятников мирового значения, возвратив ему этот статус лишь в 1990-м».
В своей статье для журнала A3D.ru Редзюкевич описывает версию появления этой постройки. На площади Свердлова в 1967 году за зданием Крайисполкома появился Дом политпросвещения архитектора Б.А. Захарова. Расчлененное пилонами ленточное остекление (хотя и несколько монотонное), вполне соответствовало фасадам соседних домов и служило спокойным, неброским фоном. Тем не менее, Дом политпросвещения решили снести и построить на его месте концертный зал. Захаров, принимая участие в конкурсе на проект здания филармонии, предлагал оставить существующие фасады с тактичным размещением концертного зала в глубине квартала. «Тем не менее, конкурс благополучно скрылся под ковром и что там потом произошло, известно только ограниченному числу чиновников и особо доверенных специалистов», - пишет Редзюкевич.
По мнению новосибирского архитектора, даже наличие множества архитектурных организаций, учебных заведений, журналов, сообществ и всяческих контор по изучению и охране памятников не является гарантией появления качественной архитектуры.
«Появление здания филармонии не следует воспринимать как событие культурной жизни. В нем отсутствует какая-либо художественная логика. Эстетическая значимость уходит под нулевую отметку. Мы получили не «знаковый объект для столицы Сибири», а просто постройку для райцентра на уровне учебного проекта. Получили очередной памятник нашего архитектурного раздрая и невежества» - пишет он. |
|
|
|
|