По уровню транспортной безопасности Россия стала опережать страны Европы
Три года с начала реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте отметили в Москве 30 июля круглым столом в пресс-центре газеты «Аргументы и факты».
До окончания программы осталось около полугода: она рассчитана на срок до конца 2013 года. Общий объем финансирования на период 2010–2013 гг. – более 46 млрд рублей. Основная цель Комплексной программы – защита жизни и здоровья граждан от актов незаконного вмешательства на транспорте, в первую очередь от террористической угрозы. Каковы результаты Комплексной программы? Об этом в рамках круглого стола рассказали представители Министерства транспорта, Ространснадзора, МВД, МЧС и Госдумы.
Комплексная программа стала необходима, когда стала очевидной невозможность борьбы с терроризмом на отдельных видах транспорта. В 2004 году террористы взорвали два самолета, взлетевших из московского аэропорта Домодедово. Тогда была значительно усилена авиационная безопасность. Почти сразу теракты начались на железных дорогах, в частности на Октябрьской. Защитили ее – произошли теракты в Московском метрополитене. Стало очевидно: без реализации программы безопасности пассажиров, касающейся всех видов транспорта, противодействовать терроризму нереально.
За три года, прошедшие с начала реализации Комплексной программы, стартовали пилотные проекты по антитеррористической защите на всех видах транспорта, точнее, были выбраны наиболее важные и проблемные в этом плане регионы, где и было решено провести комплекс мер по повышению транспортной безопасности. По словам представителя Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса РФ Евгения Ночкина, на данный момент реализовано порядка 70% запланированных мероприятий. Также Он заявил, что общероссийская система безопасности населения на транспорте строилась на основе авиационной и морской транспортной безопасности, выстроенной по мировым стандартам. В дальнейшем опыт пилотных проектов будет проанализирован и распространен по всей территории России. Не стоит бояться, что Комплексная программа скоро завершится: ее задачей была именно разработка мер безопасности, а их внедрение продолжится и после 2013 года. Так, например, оснащение видеокамерами поездов Московского и Санкт-Петербургского метрополитенов завершится в 2014 году. «Метрополитен должен стать полностью прозрачным», – заявил Евгений Ночкин.
«Авиационная безопасность в России находится выше среднемирового и даже среднеевропейского уровня», - отметил заместитель руководителя Ространснадзора Владимир Черток. Он уточнил, что представители европейских служб авиационной безопасности не раз приезжали в Россию и старались перенять наш опыт в организации именно комплексного обеспечения безопасности аэропортов и авиаперелетов. Дело в том, что после начала реализации в 2010 году Комплексной программы выстраивание системы безопасности аэропортов начинается с вокзалов, откуда отправляются аэроэкспрессы, и с шоссе, прилегающих к аэропортам.
Комплексная программа включила в себя 5 больших разделов. Это рост защищенности пассажиров и персонала на транспорте; гармонизация законодательства, включая приведение его в соответствие с международными нормами транспортной безопасности; формирование индивидуального и общественного сознания, активной жизненной позиции населения; подготовка специалистов в области безопасности на транспорте; создание системы информационного обеспечения безопасности на транспорте, включая создание межведомственных центров управления в кризисных ситуациях, к данным которых, кроме субъектов транспортной сети, могут иметь доступ представители Минтранса и силовых ведомств.
Среди важных результатов Комплексной программы Владимир Черток отметил рост сознательности самих пассажиров: количество их сообщений о подозрительных предметах и людях за 3 года возросло в несколько раз, и это позволило спасти десятки человеческих жизней. Он же сообщил, что, судя по результатам регулярно проводимых в рамках Комплексной программы опросов ВЦИОМа, c каждым годом население все более позитивно оценивает происходящие изменения в сфере транспортной безопасности.
Общие итоги круглого стола показывают: на всех пяти видах транспорта (авиационный, железнодорожный, морской и речной, автомобильный, метрополитен) уже реализованы пилотные проекты, которые способны обеспечить безопасность пассажиров. Их результаты проанализированы различными ведомствами, и вскоре начнется общероссийское внедрение наиболее удачных и эффективных решений.
Заместитель начальника Главного управления на транспорте МВД РФ Дмитрий Кондратьев сообщил, что в рамках Комплексной программы усилена кинологическая служба МВД на транспорте, оснащены новейшими техническими средствами сотрудники патрульно-постовой службы МВД на транспорте и эксперты-криминалисты. Особо он отметил, что осенью ожидается принятие Государственной Думой закона, который расширит полномочия досмотровых служб субъектов транспортной безопасности, что позволит повысить эффективность и оперативность процесса досмотра пассажиров и багажа.
Заместитель начальника Управления организации программно-целевого планирования МЧС России Александр Таранов рассказал, что в рамках Комплексной программы в МЧС появились программы обучения и тренировочные комплексы для специалистов по предотвращению чрезвычайных ситуаций на транспорте. Кроме того, ведется обучение пассажиров поведению в чрезвычайных ситуациях при помощи демонстрации видеороликов, рассчитанных на различные возрастные группы.
В целом три года работы Комплексной программы значительно усилили безопасность пассажиров. Государственные структуры, власть и транспортное сообщество научились взаимодействию; разработка и правка законодательства ведется сейчас не «наверху», а в режиме демократического обсуждения, принимается во внимание опыт и пожелания всех участников транспортной сферы. Значительно вырос уровень ответственности как пассажиров друг перед другом, так и транспортных компаний по отношению к пассажирам.
Все участники круглого стола выразили уверенность в необходимости продления программы. Основа уже успешно заложена, теперь необходимо развивать и последовательно выстраивать систему транспортной безопасности. «Новый этап развития Комплексной программы должен перейти от принципа комплексности к системности. Как для государства в целом, так и для каждого пассажира важна не какая-то отдельная зона безопасности, а поддержание обеспечения высокого уровня безопасности на транспорте в целом», – отметил Юрий Нагерняк, представитель комитета по транспорту Государственной Думы РФ.
Информационный центр Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте www.trans-bez.ru.