Прошёл только месяц наступившего года, а Россия уже демонстрирует положительную динамику- добыча угля выросла на 3,5%. Однако этот показатель можно трактовать неоднозначно.
Первый Вице-президент общероссийской общественной организации «Российский Союз Инженеров» Иван Андриевский считает, что с одной стороны, больший объём экспортных поставок принесёт большую прибыль отрасли. Российские компании смогли составить достойную конкуренцию зарубежным производителям и вывели страну на 3-е место в мире. На протяжении последних 5-10 лет уголь стабильно входит в число экспортируемых товаров и ежегодно приносит в казну около $13 млрд . В государствах АТР сохраняется стабильный спрос на уголь -в 2012 году в регион поставили из-за рубежа 48,2 млн тонн. Однако экспорт в страны Ближнего зарубежья и Атлантический рынок был почти вдвое больше- 82 млн тонн. На протяжении нескольких лет крупнейшими импортёрами российского угля выступают Китай, Великобритания, Япония, Украина, Южная Корея и Польша. В ближайшее время отечественные компании сохранят своё присутствие на мировом рынке, причём довольно весомое. Россия имеет большое преимущество перед конкурентами в системе организации работы в отрасли. В ряде стран угольная промышленность пользуется поддержкой транснациональных компаний, а это значит, что они напрямую зависят от конъюнктуры мирового рынка. В России проекты поддерживают главы регионов, где непосредственно ведётся добыча. Зачастую центры угольной промышленности образуют моногорода, следовательно, развитие сектора в интересах муниципальных властей, и они не будут сворачивать текущие и долгосрочные программы. Кроме того, в других странах-экспортёрах ситуацию осложняют внутренние проблемы: в Венесуэле и Монголии- нехватка инвестиций, в Индии- земельные споры компаний и крестьян, в Индонезии и Австралии- частичное сворачивание инвестиционных проектов по наращиванию добычи.
Однако в сфере энергоресурсов происходят кардинальные изменения. В 2012 году мировые цены на энергетический уголь упали на 25–30%, на коксующийся — на 27%. Такому повороту событий способствовал ряд факторов. В США произошла настоящая сланцевая революция, которую ощутил и весь мир. Нишу угля занял новый тип газа, а собственные запасы и прежние импортируемые объёмы направились на экспорт в Европу и Азию. Крупнейший потребитель угля Китай уже ощутил проблемы его использования- загрязнение воздуха во многих других городах достигает критических показателей, а в Пекине этот уровень уже превышен. До недавнего времени доля угля в структуре энергопотребления страны составляла около 70%. Япония после аварии на Фукусиме в качестве альтернативного вида топлива выбрала газ, а не уголь. Кроме того, в Австралии и Индонезии введены в эксплуатацию новые порты и открытие новых карьеров, заложенных ещё до мирового кризиса. Расширение транспортной системы идёт в ногу с увеличением мирового балкерного флота и позволяет избежать простоя грузов. В России, напротив, проблемы с логистикой до сих пор не до конца решены. Звание основного центра добычи угля остаётся за Кузбассом, который удалён от основных экспортёров. Главную роль в системе доставки играет железнодорожный транспорт. Правительство предлагает регулировать тарифы, чтобы добывающие предприятия не испытывали проблем от резких скачков тарифов на перевозку. По словам Амана Тулеева губернатора Кемеровской области и инженера путей сообщения по образованию, решение о государственном финансировании расширения БАМа и Транссиба положительным образом повлияет на развитие угольной отрасли. К тому же Австралия и Индонезия, наряду с Колумбией и ЮАР, получают льготы со стороны государства на транспортировку угля. Но не стоит забывать, что протяжённость пути отличается более чем в 100 раз: в Австралии самая удалённая точка добычи находится от порта на расстоянии 300 км, а Кузбасс- в 3 500 км. На фоне снизившихся мировых цен угольные компании вкладывают в развитие больше средств, чем получают в виде прибыли: 364 млрд рублей против 261 млрд рублей за последние 5 лет.
При всех имеющихся проблемах говорить о ликвидации угледобывающей и обрабатывающей отрасли не стоит. По мнению экспертов, при внедрении новых технологий к 2035 году спрос на уголь может вырасти на 70%. Более того, запасов угля хватит минимум на 270 лет, для сравнения, нефти -на 40 лет, а газа - на 60 лет.