Самая титулованная актриса российской провинции Анна Покидченко скончалась сегодня в Новосибирске
Коллектив театра «Красный факел» с прискорбием сообщает о кончине легендарной новосибирской актрисы, народной артистки СССР Анны Яковлевны Покидченко.
Самая титулованная актриса российской провинции, поистине культовая актриса Новосибирска скончалась 2 марта 2014 года на 89-м году жизни. До самого конца невероятным усилием воли она сохраняла творческую форму и стремление выходить на сцену любимого театра: свой последний спектакль «Поминальная молитва» актриса сыграла в декабре 2013 года.
Есть люди, чьи имена неотделимы от Новосибирска, их творчество – составная часть духовной жизни города. Одно из таких имен - Анна Покидченко. Будущая актриса родилась 1 января 1926 г. в Ростове-на-Дону в театральной семье. Отец был актером драматического театра в Ростове-на-Дону, мать — бутафором. Аня дебютировала на сцене уже в девять лет. В годы войны, находясь в эвакуации в Алма-Ате, начала заниматься в студии при театре и очень скоро выросла в профессиональную актрису. Затем были годы работы в Оренбургском театре драмы по руководством режиссера Юрия Йоффе, принесшие ей огромный успех и звание «заслуженной артистки РСФСР». А с 1958 года Анна Покидченко – на сцене академического театра «Красный факел». Она стала символом этого театра, а более 70 образов, созданных ею, — неотъемлемой частью истории театральной Сибири.
Разведчица Нила Снижко и Маша в «Трех сестрах», Мария Стюарт и Стряпуха… Веселая трактирщица Мирандолина и героини пьес Арбузова, перевернувшие сознание шестидесятников… Дворянка Любовь Раневская и купчиха Васса Железнова, Нора в пьесе Ибсена и Домна Пантелеевна в комедии Островского, вечно молодая Мод и хитроумная Долли в бродвейском мюзикле… Наконец, старая Графиня в «Пиковой даме» и чудаковатая Памела Кронки… Всего 105 ролей. И почти все – главные. Если же случалась неглавная, Покидченко просто брала и делала ее главной – силой мастерства, харизмы, безошибочного вкуса и чувства стиля. Ну, а если не главной, так уж несомненно лучшей.
В это сложно поверить, но и 60, и 50, и 40, и 30, и 20 лет назад ее имя одинаково собирало полные залы, а хрипловатый голос мгновенно заставлял эти залы затихать. Лучшие драматурги советской поры писали восторженные отзывы о ее работах и вдохновлялись ими. В классических и современных пьесах она царила многие десятилетия, не зная соперниц, и убедила несколько поколений зрителей, что у нее вообще нет возраста, и нет ничего неподвластного ее дарованию. Так же безбрежна была ее преданность театру и железная сила воли. (Покидченко никогда не позволяла зрителю заметить, как тяжело ей становится играть прежние роли, как возраст берет свое. И зрители верили: они требовали продолжения жизни любимых спектаклей: так, спектакль «Гарольд и Мод» публика не отпускала со сцены почти полтора десятка лет!)
«Эта прекрасная актриса выражает всю душу вашего народа», - написал о ней когда-то обозреватель польской газеты. Под этими словами готовы подписаться не только российские театральные критики, но и все без исключения актеры Новосибирска – они выросли и сформировались на спектаклях с участием Покидченко, воплотившей лучшие черты русской актерской школы.