Отель Radisson сети Carlson появится в Новосибирске и станет символом былого влияния железнодорожного клана
Свой субъективный взгляд на «Отель-памятник» хотел бы изложить управляющий партнёр агентства «Центр деловой жизни» Кирилл Наконечный.
Под контролем железнодорожников в своё время была целая империя: заводы, ведомственная больница, объекты соцкультбыта, и даже целые населённые пункты вроде Карасука, где буквально каждая семья была связана с РЖД. Но времена изменились. Год назад мы рассказали в Сводке как большая часть акций «Новосибирского стрелочного завода», принадлежавших РЖД, за 2 млрд. руб., была продана нидерландской компании с труднопроизносимым названием. Событие удостоил вниманием и «КоммерсантЪ», где новых владельцев осторожно назвали «близкие к менеджменту РЖД».
Все видят – активы перераспределяются. Но кому что принадлежит, теперь уже не всем понятно. Находить связи между конкретными объектами, оффшорными компаниями и российскими железнодорожниками становится небезопасно. Однако в интернете остаётся ряд изданий, продолжающих эти связи обнаруживать и придавать огласке. Например, сеть из восьми отелей под управлением Carlson Rezidor в ближайшие год-два будет запускаться под комментарии о том, что данный проект состоялся благодаря семейным узам старшего и младшего Якуниных. Схему описывают так: на принадлежавших РЖД землях осваиваются «золотые» участки с готовыми коммуникациями и трафиком потенциальных клиентов отелей – в Новосибирске, например, такой трафик обеспечен близостью к вокзалу и Железнодорожной больнице, где массово оказывают частные медицинские услуги.
Сына Якунина Андрея напрямую связывали с отельными инвестициями в объёме 500 миллионов долларов. А теперь пошла информация про ещё один семейный бизнес – приобретение блокирующего пакета сети клиник «Семейный доктор». Тут цифры уже скромнее (пишут про 600 млн. руб.), но общие масштабы поражают: восемь отелей и девять новых клиник по всей России. Огорчает, когда из монополии деньги перетекают на высококонкурентные рынки – гостиничный и рынок медуслуг. Потребитель получает лишь сиюминутную выгоду в виде демпинговых цен, а в долгосрочной перспективе мы получаем избыток объектов с нулевой рентабельностью и слабым сервисом.
Некоторый оптимизм могла бы внушать другая сторона этого процесса. После перевода «ж/д тяжеловеса» Александра Целько в Москву прошло уже несколько лет, а имя его приемника Анатолия Регера не приобрело заметной известности. Регер не стал столь очевидной фигурой влияния, как Целько. Одна иллюстрация: недавно журнал «Деловой квартал» пригласил меня провести заседание экспертов, взявшихся за составление рейтинга 50 наиболее влиятельных персон региона. Заранее принимаю упрёки насчёт качества экспертов, но само по себе показательно, что из двух десятков приглашённых журналом людей ни один не смог вспомнить фамилию нынешнего начальника ЗСЖД.
Этому странному факту может быть два объяснения. Первое – с уходом Целько управление дороги подверглось реорганизации, резко сократившей полномочия начальника и его замов. А коли – нет рычагов, то нет и влияния, нет тем для сайта «Коррупции.NET». Объяснение, впрочем, может быть и другое – Регер действует с гораздо большей оглядкой на СМИ, меньше светит своё влияние в публичном пространстве. Какая версия соответствует действительности – вопрос открытый.