Тема: Статьи |
В. Иванов: "В этом году перед системой образования стоит непростая задача - подготовка программы инновационного развития образования Новосибирской области на 2008 – 2012 годы" |
|
В этом году перед системой образования стоит непростая задача - подготовка программы инновационного развития образования Новосибирской области на 2008 – 2012 годы. Реализация этой программы позволит в корне изменить подходы к образованию и перейти на индивидуальную систему обучения. О подробностях работы над этим проектом и основных принципах развития образовательного комплекса Новосибирской области рассказывает руководитель департамента образования Новосибирской области Владимир Иванов.
- Для департамента образования одна из основных задач этого года - подготовить программу инновационного развития образования Новосибирской области на 2008 – 2012 годы. К ее подготовке мы приступили с декабря 2005 года, когда начали работу над концепцией, которая определяет стратегические направления развития всей сферы.
Работа велась в три этапа. Первому этапу предшествовала работа круглых столов, общественных конференций. С февраля по июнь их прошло более двух десятков, участниками заседаний были не столько педагоги, сколько представители общественности - родительские общественные организации, ученые и практики. Проведены выездные семинары, по итогам которых была сформирована рабочая группа в составе 6 человек – она и подготовила проект концепции.
Мы постарались ее сделать компактной и понятной для населения. Концепция определяет приоритеты развития образования Новосибирской области. Там провозглашены ценности и миссия образования, определены основные цели и принципы инновационного развития. Прежде всего, это принцип опережающего развития образования, как отрасли, что способствует в свою очередь и развитию экономики Новосибирской области, принцип проектирования инновационного развития, принцип открытости образования, более массового общественного участия во всех делах школы. Я имею ввиду, не просто школы общеобразовательные, но и школы, и гимназии, и лицеи, и училища, и техникумы. Отметим так же принцип непрерывности образования, принцип стратегического инвестирования и принцип инновационности образовательной среды.
На втором этапе - в июле-августе мы сформировали приоритетные направления и меры по развитию образовательного комплекса на перспективу. К декабрю планируем подготовить сам проект программы и представить ее на рассмотрение президиума администрации Новосибирской области, чтобы уже к началу следующего года приступить к постепенной реализации обозначенных направлений. С 2008 года планируем всю работу в образовании построить на комплексной межведомственной программе инновационного развития.
- Как я понимаю, на сегодняшний день концепция готова. Перечислите ее основные задачи.
- Абсолютно верно. На сегодняшний день концепция готова. Мы ее направили для рассмотрения и обсуждения во все образовательные учреждения. Проект концепции размещен в открытом доступе в информационной образовательной сети и напечатан в газете «Советская Сибирь» от 04.08.2006.
В нем определены три главных блока задач. Первый – обеспечить доступность и качество образования, в том числе определить принципиально новые подходы к оценке качества образования. Если судить о качестве, мы часто даем оценку по количеству четверок, пятерок, золотых медалистов. Это, наверное, нормально, что школы стараются, чтобы дети получали знания, учились на четыре – пять, но не это главное. Главное, что теперь акцент смещен на другое – на то, на сколько успешен ребенок в школе, его индивидуальный успех, чего он достиг через год обучения, через два, через три. Вот это движение должно быть оценкой качества. В концепции мы поставили задачи изменить подходы к оценке деятельности образовательного учреждения и к оценке, собственно, качества образования. И второе, это смещение акцентов жизнедеятельности образовательных учреждений в направлении воспитания - нравственного, гражданского, патриотического, духовного. Просто давать знания сегодня нельзя, поэтому перед нами поставлена задача развивать и учить выпускника, чтоб в конечном итоге он мог успешно адаптироваться в жизни и уметь самостоятельно получать информацию, на основе информации выстраивать свои перспективы, если этого не будет, тогда даже отличник просто растеряется в этой жизни и ничего не добьется. И третье – это разработка новых управленческих технологий, финансовых механизмов.
К VI съезду работников образования мы подготовили основные направления развития образования Новосибирской области, где обозначили исходные позиции, проблемы и видение как их решать. И вот здесь нам хотелось бы получить от всех наших территорий любые предложения, любое видение, и при чем, чтобы не столько от педагогов, сколько от родителей. Нам важно как они оценивают деятельность школ, и что они хотели бы изменить и развить.
- А какие новые направления вы бы выделили?
- Во-первых, нам надо быть готовым к тому, что уже со следующего года мы вернемся к всеобщему среднему образованию. Это не значит, что все должны заканчивать 11классов, все равно останутся вечерние школы, профессиональные училища, где дают среднее образование, техникумы, колледжи. Задача состоит в том, что каждый ребенок и в России и в Новосибирской области получил образование, в том числе и дети - сироты, дети-инвалиды.
То же самое касается и дошкольного образования. Важно создать условия для того, чтоб дети могли не только посещать детские сады, но и обучаться на дому или еще через какие-то формы.
Сейчас много говорится о реструктуризации сельской школы. Это не только закрытие каких-то школ, это реформирование школ, создание условий для того, чтобы ребята из маленьких деревень получали нормальное образование и в маленьких деревенских школах, где всего учеников бывает до 30-40 человек. Поэтому, должны быть созданы опорные школы, оснащенные новейшим оборудованием, в том числе кабинетами физики, химии, биологии. Кстати, по всем подразделам нацпроекта работа уже идет и почти 300 учебных кабинетов мы поставим в этом году. Реструктуризация – это, соответственно, увеличение количества учеников в сельских школах - подвоз детей из ближайших населенных пунктов. Мы эту программу реализуем уже не первый год, но еще есть проблемы, хотя остроту уже сняли. Естественно, что в планы нужно включать ремонт и строительство тех дорог, по которым осуществляется подвоз, и поставку автобусов.
- В чем отличие программы, над которой сейчас ведется работа, от других подобных проектов?
- Программа, которая должна быть принята в декабре, будет отличаться от всех целевых программ, которые ранее принимались. Речь идет о том, что мы должны в этой программе заложить бюджетные средства, которые позволят стабильно и гарантированно финансировать образовательные учреждения. А дальше, вторая часть программы должна состоять из средств, которые мы направляем под конкретные проекты, под конкретные программы, когда мы объявляем гранты, в значимых направлениях. Ну допустим, та же реструктуризация сельских школ. Каждый район должен показать, защитить, и экономически обосновать свою реструктуризацию, а также показать какую часть общего финансирования район берет на себя, должен найти каких-то инвесторов, должен показать как он оптимизирует и более эффективно их использует, и тогда к этому из программы может добавляться сумма на то, чтобы проект состоялся.
Вот такой подход мы хотим реализовать с 2008 года. Что касается 2007 года – это год переходный и его особенности я хотел бы отметить отдельно. В этом году принят закон о нормативном финансировании. Сегодня финансирование идет из расчета на каждого учащегося, но идет по сути финансирование района или муниципального округа, а дальше они привязывают по сути к тому финансированию, которое всегда было. К 2008 году будет реальное подушевое финансирование. Например, есть 400 учащихся, их обучение стоит определенную сумму, уходят два учащихся – размер финансирования уменьшается.
Кроме того, 2007 – год ухода от смет. Есть деньги, их нужно отдавать школам, наделив их правом самостоятельного использования средств. Опять же, я имею ввиду и школы, и училища, и детские сады и другие учреждения. Сегодня мы жестко привязаны к статьям. Если положено тратить средства на транспорт, значит ни вправо, ни влево, положено на зарплату – ни вправо ни влево. Поэтому задача 2007 года - эту проблему решить.
В следующем году мы будем отрабатывать механизмы повышения квалификации работников образования. Речь идет о том, что мы условно можем взять в 2007 году 2-3 экспериментальных предмета, например, физик, химию, историю, где у нас дела не очень хороши и учителей по этим дисциплинам обучить. Каждый учитель сможет пройти повышение квалификации не только в институте повышения квалификации, но и любом ВУЗе, у которых будут свидетельства, лицензии на право проведения повышения квалификации. Учитель пусть сам выбирает, где ему повысить квалификацию, а средства мы направим за ним.
Ну и последнее – перед нами стоит задача отработать в 2007 году механизм перехода с 2008 года на отраслевую систему оплаты труда. Это очень непросто. Но, тем не менее, такую задачу мы себе ставим. То есть, уход от, собственно, оплаты за учебную нагрузку, а введение оплаты за качество и результат труда.
Захар ПЕТРОВ |
|
|
|
|