Реконструкция гостиницы «Центральная» пойдёт по «скромному» сценарию
Реконструкция гостиницы «Центральная», принадлежащей семье Ракшиных, пойдёт по «скромному» сценарию. Новосибирские власти упустили один из самых выгодных проектов, обещавших крупные частные инвестиции в благоустройство города.
Полтора года назад проект реконструкции гостиницы «Центральной» спровоцировал громкий конфликт между рядом архитекторов и городскими чиновниками. Теперь историю многие подзабыли. На этой неделе Владимир Городецкий заявил журналистам, что инициатива к реализации проекта у инвестора пропала. Врио губернатора справедливо считает, что это плохо, потому как на реконструкции было завязано строительство подземной парковки на площади Ленина, а также обустройство пешеходной части одноимённой улицы. Владимир Филиппович полагает, что теперь инициировать возобновление проекта должна мэрия. Автор ЦДЖ выяснил, что уже поздно: реконструкция «Центральной» пойдёт по другому сценарию, не столь выгодному для города.
По справедливости, город уже неплохо заработал на устаревшей, изношенной «Центральной». В 2006 году алтайские бизнесмены Ракшины купили гостиницу на муниципальном аукционе за 417 млн рублей. До того мэрия не могла найти покупателя и за 200 млн. Ракшины изначально планировали снос старого здания и строительство нового – либо опять же под гостиницу, либо под торгово-развлекательный центр. Но сначала процесс не пошёл из-за того, что в купленной гостинице обнаружился арендатор с действующим договором, которого оказалось непросто выселить. А следом подоспел финансовый кризис, стало не до того.
Консультации по поводу реконструкции «Центральной» возобновились в 2011 году. Архитектурное бюро «ATTA» разработало проект возведения на этом месте 100-метрового 26-этажного отеля класса «4 звезды». Ракшины выкупили прилегающий со стороны Первомайского сквера участок, прошли экспертизы и согласования проекта. В качестве социального обременения для строительства небоскрёба бизнесмены взялись построить под площадью Ленина парковку на 900 машиномест и привести в порядок участок улицы Ленина: от площади до Урицкого под зону для пешеходов. Причём подземную парковку планировали строить методом горизонтального бурения, без остановки движения по площади.
На проектные и подготовительные работы Ракшины успели потратить ещё 100 млн. Но в конце 2012 года, когда дело дошло до оформления разрешения на строительство, неожиданно взбунтовалась часть архитектурной общественности во главе с председателем Союза архитекторов Новосибирска Владимиром Пискусом. К губернатору Василию Юрченко обратились с призывом «спасти» исторический центр от небоскрёба. Разъяснения мэра Городецкого и главного городского архитектора Владимира Фефелова о 100-процентной законности и безопасности проекта не помогли.
Кстати, это был редкий случай, когда мнение губернатора совпало с точкой зрения полпреда Виктора Толоконского: они оба раскритиковали проект Ракшиных. Бизнесмены предложили уменьшить высоту здания до 84 метров, но недовольные архитекторы настаивали на принципиальных изменениях – до 20-30 метров, то есть, до уровня сложившейся застройки.
Поначалу инвестор был настроен решительно. Ещё весной 2013 года Евгений Ракшин обещал вот-вот начать снос «Центральной», поскольку уже получил на руки весь пакет необходимой для строительства документации. А потом как-то ненавязчиво, шаг за шагом, от проекта все отошли. Теперь же, когда сменились и мэр, и губернатор, и полпред, реконструкция «Центральной» всё же начнётся. Но уже без сноса старого здания.
Как сообщил близкий к Ракшиным источник, проект строительства небоскрёба заморожен, по-видимому, навсегда. Инвесторы посчитали, что вместе со строительством подземной парковки срок окупаемости увеличится, как минимум, на 10 лет. Выгоднее отреставрировать старое здание «Центральной», а на выкупленном участке со стороны сквера, где сейчас расположена парковка для гостей, пристроить буквой «Г» новый 6-этажный корпус, соответствующий гостиничному стандарту «4 звезды». Сейчас идут проектные работы, строительные начнутся в 2015 году.
Для Ракшиных выгода очевидна, а город проиграл. Примеры частных инвестиций в новосибирскую инфраструктуру можно пересчитать по пальцам. Строительство столь востребованной в центре парковки за счёт инвесторов могло бы стать хорошим подарком горожанам. Но не в этот раз. Сводка ЦДЖ задаётся вопросом, а будет ли следующий?