Лед и экспорт – два камня преткновения рыбного рынка
На рыбном рынке идут активные осуждения два ключевых вопроса: указание на упаковке доли льда в замороженной рыбопродукции и проблемы производства.
Президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Герман Зверев считает, что требования Россельхознадзора к «лососевому» бизнесу - в части соблюдения п.57 «рыбного» техрегламента Казахстана – как минимум избыточны. П. 57 обзывает продавцов указывать массовую долю глазури или защитного покрытия, т.е. льда. При этом, наличие глазури при замораживании рыбы и рыбной продукции должно быть не более 10% от массы.
Как рассказала Ольга Бубнова, финансовый директор производственной компании «Смак», «закон выгоден для потребителей, несет дополнительную защиту. В целом мы позитивно относимся ко всем законам, которые делают рынок более открытым и качественным, например, мы считаем возможной модернизацию действующей системы ветконтроля внутреннего рынка рыбосырья – при помощи введения электронной сертификации и в сторону повышения прослеживаемости продукции».
Другая острая проблема сегодня – это переработка рыбы. В условиях отсутствия достаточных мощностей в районах добычи, значительно повышаются и логистические затраты. Казалось бы логичным развивать производство непосредственно на корабле, например, сегодня на выпуск продукции глубокой переработки в виде филе и сурими американцы на своих траулерах направляют до 99% всего улова, а Россия же 90% улова направляет на производства неразделанной рыбы и тушки, подавляющая часть которого поставляется на перерабатывающие предприятия в Китай. И если десять лет назад на российских рыбопромысловых судах производили свыше 90 тыс. т филе минтая, то сейчас — 30 тыс. т.
«Европейцы и американцы из рыбы выпускают свыше 150 видов продукции, в том числе для ресторанов, в России же большая часть продукции из минтая поставляется в виде замороженных блоков. России крайне необходимы мощности глубокой переработки рыбы», ‑ рассказала Ольга Бубнова.
Алексей Антипин, генеральный директор «Юнисервис Капитал» отметил, что российская цена несертифицированного филе составляет свыше 99% от цены американского сертифицированного, поэтому о глубокой переработке в России пока не может быть и речи – нет никаких стимулов для развития. «Однако в том же КНР глубокая переработка составляет более 300 тыс. т в год, а в целом в последние годы в мире выпускается и потребляется около 500 тыс. т филе минтая, из которого 310-330 тыс. т производится из российского сырья, поэтому необходимы меры для регулирования этого рынка с целью развития внутреннего производства», ‑ добавил Алексей.