Через месяц Россельхозбанк решит судьбу «Новосибирского мелькомбината №1»
Крупнейшую мельницу региона ждёт либо распродажа, либо реанимация, сообщает Сводка ЦДЖ.
В начале 2008 года столичная компания «ОГО» рассказала о планах по переносу мукомольного производства с территории НМК за город, на более современные мощности. Строительство новой мельницы оценивалось в 180 млн. евро. Даже в докризисную пору проект выглядел фантастическим. Но возможно, в каком-то виде к нему придётся вернуться.
«ОГО» входила в число крупнейших аграрных империй страны, но развалилась, как обычная «пирамида». Под завалами оказался и НМК: предприятие было заложено под кредит на 1,2 млрд. рублей от Россельхозбанка. Кредит не вернули, банк обратил взыскание на имущество должника. В прошлом году менеджмент НМК инициировал процедуру банкротства. Возможно, этим шагом мукомолы пытались защититься от банка-кредитора, но по факту РСХБ сохранил контроль над ситуацией. Вот только куда её развивать – не вполне ясно. С одной стороны, у банка, кредитующего отечественных аграриев, много проблемных должников: миллиардом больше или меньше – уже не принципиально. С другой, за НМК в полном объёме никто никогда не расплатится, потому что предприятие столько не стоит, и РСХБ всё равно придётся от него избавляться с дисконтом.
Тем временем, углубившись в процедуру банкротства, НМК №1 практически полностью свернул коммерческую деятельность. Последствия этого с прошлого года ощущаются и на зерновом, и на хлебопекарном рынках. Крестьяне страдают, поскольку в регионе исчез последний крупный заготовитель. В стабильные годы мелькомбинат закупал до 200 тысяч тонн зерна в год. Но фоне валовых сборов в 2-2,5 млн. тонн этот объём кажется незначительным. Но речь идёт о самой дорогой, самой рентабельной для крестьян продовольственной пшенице. В этом «премиальном» сегменте НМК закупал до 30% годового объёма производства.
Для городского хлебопекарного рынка уход единственного крупного производителя бестарной муки выразился в росте себестоимости. Основное сырьё приходится везти автотранспортом из Омска, с Алтая. Перевозка на 300-400 км добавляет к себестоимости хлеба до 5-7%. По народной примете, хлеб никогда не дешевеет. Но теоретически в Новосибирске он мог бы стоить дешевле, если бы НМК работал в штатном режиме.
Новосибирская область сегодня единственный регион, производящий зерно в промышленных объёмах, в котором нет действующей системообразующей мельницы. Эта проблема должна заботить областную власть. Но полгода местное правительство занималось выборами, было не до того. В середине сентября врио министра сельского хозяйства Георгий Иващенко неожиданно заявил на заседании агропромышленного комитета Заксобрания, что уже в нынешнем году НМК должен будет закупить у местных крестьян 30 тысяч тонн зерна, и якобы РСХБ уже выделил на это 200 млн. рублей. Присутствовавший там же руководитель областного филиала РСХБ Станислав Тишуров был гораздо более сдержан в прогнозах. По его словам, в ноябре будет заслушан отчёт внешнего управляющего НМК, и только тогда банк примет решение, что дальше делать с предприятием.
Какие могут быть варианты? Например, конкурсное производство, предусматривающее распродажу активов НМК с молотка. Более щадящий для мукомольного бизнеса вариант – продажа инвестору, заинтересованному в сохранении основного бизнеса мелькомбината. О своём интересе к НМК уже заявлял гендиректор ОАО «Сибирская хлебная корпорация» Дмитрий Терешков (к слову, именно он с партнёрами и продал мелькомбинат структурам «ОГО» в 2006 году). На новосибирском рынке Дмитрий Михайлович крупнейший производитель хлеба; логично предположить, что он больше других нуждается в стабильных поставках сырья по максимально низкой цене. Но экономическая привлекательность бизнеса НМК, по словам Терешкова, в сегодняшних условиях очень ограничена.
Рентабельность в мукомольном производстве в среднем составляет 2-5%. На НМК с учётом износа оборудования этот показатель составляет 3-3,5%. По расчетам главы СХК, при переработке на мелькомбинате 180 тысяч тонн зерна в год чистая прибыль составит не более 5-6 млн. рублей в месяц. Терешков считает, что разумной оценкой мелькомбината на сегодня является сумма в 360 млн. рублей – это максимальный размер кредитной нагрузки, которую предприятие может обслуживать самостоятельно (при ставке по кредиту не более 10%). О своей готовности к переговорам о покупке НМК на вышеприведённых условиях гендиректор СХК уведомил председателя управления РСХБ Дмитрия Патрушева.
Для федерального госбанка трудно будет согласиться на четверть от суммы долга. Без активного участия областных властей даже переговоры об этом вряд ли возможны. О печальной альтернативе в виде распродажи имущественного комплекса по частям мы уже сказали. Оптимистичная альтернатива – воплощение в жизнь давней мечты о переносе мукомольных мощностей за город. Площадкой для размещения крупного мелькомбината городского значения может стать Промышленно-логистический парк. Необходимый размер инвестиций Терешков оценивает не менее, чем в 900 млн. рублей. На новом оборудовании удастся обеспечить рентабельность более 5%. Но даже под столь «привлекательную» перспективу инвесторы на рынке не просматриваются.