Тема: Статьи, Область, Здоровье |
Федеральные эксперты видят решение проблем госздрава в более активном привлечении частного медицинского бизнеса |
|
В Новосибирской области этому препятствуют странные условия конкуренции на рынке.
На прошлой неделе вице-премьер Ольга Голодец прилетела в Новосибирск, чтобы поучаствовать в открытии медицинского центра «Мать и дитя – Авиценна», ознаменовавшем завершение крупнейшей сделки на медицинском рынке столицы Сибири. Федеральная компания «Мать и дитя» заплатила 45,5 млн. долларов за созданную с нуля новосибирскую компанию «Авиценна». Сумму сделки страшно пересчитывать в рубли по текущему курсу. Между тем, «Авиценна» работает в основном на арендованных площадях. Главные активы новосибирской компании – оборот и потенциал. Для местного рынка эта сделка должна стать вдохновляющим знаком. Тем более, если федеральная власть активно поощряет развитие негосударственной медицины. «Сейчас в обязательном медицинском страховании объём услуг, который выполняется частными компаниями, составляет 16,5%, и мы видим тенденцию к росту», – заявила Голодец в Новосибирске.
Как сообщает сводка ЦДЖ, радужными перспективами могут воспользоваться не все «частники». Например, уже несколько лет развивается спор между ООО «Центр лабораторной диагностики» (ЦЛД), областным минздравом и территориальным Фондом ОМС по поводу адекватной величины госзадания. ЦЛД – одна из сильнейших диагностических лабораторий Сибири. В число клиентов центра входят как крупные, так и небольшие медицинские учреждения Новосибирской, Томской, Кемеровской областей, Алтайского края, Республики Алтай и Красноярского края. Создатели центра видели одним из своих преимуществ возможность снять проблему очерёдности по лабораторным исследованиям для государственных медицинских учреждений. Стоимость услуги ЦЛД соответствует стандартам обязательного медстрахования, а наполнение услуги даже выходит за эти рамки. Больницам удобно работать с ЦЛД: лаборатория сама собирает материал, использует современное оборудование, результаты выдаёт в течение 48 часов, консультирует врачей в сложных случаях.
С 2012 года ЦЛД работает в системе обязательного медицинского страхования, и обрабатывает в её рамках существенно больше заказов, чем предусматривают годовые задания. Так, например, если в 2012 году объём медпомощи в рамках ОМС для ЦЛД был определён на уровне 3892 тыс. руб., то по факту лаборатория отработала на 9883 тыс. руб. В 2013 госзадание было на 4557 тыс. руб., а выполнили уже на 20631 тыс. руб. В 2014 году госзадание выдали объёмом 2289 тыс. руб., при том, что ЦЛД запрашивало объём медпомощи на 27693 тыс. руб., объясняя это фактической потребностью рынка, с учётом судебной практики. Практика сложилась в связи с тем, что лаборатории уже пришлось отсуживать оплату выполненной в рамках ОМС работы у страховых компаний.
На рынке сложилась непонятная ситуация. Обязанность оплачивать услуги лаборатории вне рамок госзадания легла на непосредственных заказчиков – на больницы, на поликлиники. При этом медицинские учреждения не получают за это компенсации из системы ОМС. Из-за такого поворота в 2014 году постоянные партнёры ЦЛД начали разрывать договорные отношения. Хотя качество, сроки и цена услуг этой лаборатории оставались неизменными, главные врачи были вынуждены искать других партнёров, с более существенным объёмом госзадания, которое, по идее, никак не может быть свидетельством особой эффективности или качества услуг.
Руководство ЦЛД много раз доказывало целесообразность увеличения госзадания в связи с высоким спросом на услуги лаборатории. Тема обсуждалась и в минздраве, и в ФОМСе. Менялись чиновники, но общий подход к ситуации оставался без перемен. Причина могла бы объясняться недоверием. Ну, как же, мол, можно давать большие госзадания частной лавочке? Хотя надо сказать, что мощность ЦЛД позволяет проводить 1,5-2 млн. исследований год. Это уровень крупнейших новосибирских медицинских учреждений – областной клинической больницы и областного диагностического центра. При этом в ЦЛД все процессы автоматизированы, и анализы предоставляются заказчику не позднее, чем через 2 суток. А в диагностическом центре до сих пор работают вручную, поэтому исследования занимают 6-14 дней.
Точно можно сказать, что причина непонимания с ЦЛД не в экономии. Поликлиники объективно недовыполняют планы по посещаемости и, в частности, по анализам. Поэтому к концу года в системе ОМС посещения больниц становятся дороже – чтобы бюджет сходился. Так что деньги в системе есть. Но их, безусловно, на всех не хватит, если учесть, что некоторым участникам рынка приходится крупно переплачивать.
В Новосибирске уже несколько лет успешно работает ООО «Симелаб», поставляющее расходники для медицинских анализов. По данным сайта «Госзатраты», у этой организации есть два завидных клиента – областная клиническая больница и областной диагностический центр. В 2012-2014 годах «Симелаб» получил от них 50 контрактов на общую сумму более 105 млн. рублей. Об условиях контрактов можно судить по информации официального сайта госзакупок zakupki.gov.ru, сравнивая с условиями поставок аналогичных препаратов в другие лечебные учреждения Новосибирска. Выходит, что «Симелаб» поставляет расходники по ценам на 30-100% выше, чем в официальных прайс-листах производителей. В то время как обычной практикой поставок по госконтрактам является снижение официальных цен. Только по пяти контрактам в мае-июне 2014 года при общей их стоимости в 9,8 млн. рублей превышение цен по сравнению с прайсами производителей составило 4,4 млн.
Облбольница и областной диагностический центр – прямые конкуренты ЦЛД, поскольку сами оказывают платные услуги по лабораторным исследованиям для других больниц и поликлиник. Почему у контрольного управления Новосибирской области под руководством Дениса Рягузова не возникает вопросов по таким, откровенно завышенным расходам медицинских учреждений? Участники рынка намекают на прямые связи учредителей «Симелаба» с руководством государственных контрагентов этого ООО. А ЦЛД, тем временем, вынужден в судах взыскивать плату за свои услуги со страховщиков системы ОМС и доказывать незаконность подхода, при котором больницы не могут самостоятельно выбирать, с какими лабораториями работать. Часть процессов лаборатория уже выиграла. Но вопрос сейчас в том, что есть эффективность.
Чиновники, очевидно, считают, что частная лаборатория не настолько эффективна, чтобы давать ей существенное госзадание. А государственные учреждения, откровенно переплачивающие за расходники, показывают пример образцовой эффективности? Как уже говорилось выше, ФОМС неравномерно оплачивает поликлиникам посещения: к декабрю приходится переплачивать. В нынешнем году на федеральном уровне изменился подход к финансированию, и, чтобы неизрасходованные остатки не сгорели, Фонд авансом уже проплатил медучреждениям за январь 2015-го. То есть, денег системе хватает, а почему же тогда их вечно не хватает на бесплатные услуги для населения? Наверное, проблема всё-таки не в экономике, а в контроле. Можно ожидать, что новый областной министр здравоохранения Олег Иванинский, недавно согласованный федеральным Минздравом, будет более активно заниматься вопросами эффективного использования ОМС. Тем более, раз уж бюджетные реалии следующего года неизбежно заставят экономить. |
|
|
|
|