Новосибирскому восточному обходу приходит секвестр
Крупнейший инфраструктурный проект Новосибирской области может стать «стройкой века» в худшем смысле, если темпы строительства Восточного обхода существенно замедлятся из-за сокращения федерального финансирования.
У строительства новой трассы в обход Новосибирска был хороший фэншуй. Проект презентовали Владимиру Путину (в ту пору — премьер-министру) в 2011 году сразу после ударного ввода в эксплуатацию Северного обхода, по которому удалось непостижимым образом сэкономить 300 млн. рублей и на год опередить план. Игорь Левитин (в ту пору — министр транспорта) обещал Владимиру Владимировичу, что, если решение о начале стройки будет принято немедленно, трассу длиной 101 километр от Северного обхода с выходом на Чуйский тракт возле Линёво возведут за пять лет. Стоимость объекта оценивалась в 60 млрд. (в ценах 2011 года). Решение Путин принял, работы начались.
Но 18 марта 2014 года Путин принял более глобальное решение о присоединении Крыма. Внушительный вклад в историю обесценил многие инфраструктурные проекты, запущенные ранее. Ввиду высокой степени важности Восточного обхода его собирались строить круглосуточно; первый пусковой комплекс длиной 20 километров от трассы на Ленинск-Кузнецкий до автодороги Академгородок-Кольцово планировалось ввести в 2017 году. И пока работы идут в высоком темпе, согласованном ранее. Но уже начинают прорисовываться контуры грядущих сокращений.
Два информированных источника сообщили ЦДЖ, что сокращение финансирования по Восточному обходу в 2015 году может составить 50% от плана. Официальных подтверждений тому пока нет. Федеральные СМИ писали, что в конце января на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова решили сократить финансирование всех российских дорожных строек на 25-28%. Причём включая даже приоритетные объекты к чемпионату мира по футболу-2018. Но жизнь быстро вносит коррективы, и не в лучшую сторону. На том же совещании у Шувалова говорилось, что затраты на ремонт и содержание дорог резать не нужно. Сейчас в среде дорожников уже говорят о грядущем секвестре содержания, как о свершившемся факте. Вероятно, более существенно урежут и расходы на строительство.
В феврале губернатор Владимир Городецкий обмолвился, что в этом году можно не торопиться с проектированием Юго-Западного транзита. Транзит должен соединить трассы «Иртыш» и «Чуйский тракт» с городскими обходами. По словам Городецкого, смысла начинать сейчас двигаться в сторону транзита нет как раз в связи с сокращением финансирования Восточного обхода.
В конце 2014 года ситуация выглядела гораздо более обнадёживающей. Росавтодор даже одобрил лимит на строительство Юго-Западного транзита в объёме 7,3 млрд.
В официальных комментариях Федерального управления автодорог «Сибирь» расклад на Восточном обходе представлен оптимистично: в случае значительного сокращения финансирования объём работ на год якобы должен уменьшиться не более, чем на 10%. Генподрядчик объекта — ОАО «Сибмост» — ситуацию не комментирует. Неофициально в среде подрядчиков говорят, что вопрос корректировки объёмов работ и сроков их выполнения пока ещё обсуждается. Окончательные параметры не ясны.
Но, судя по наметившейся тенденции, для выхода стройки на плановые показатели нужно федеральное чудо. А экономических предпосылок для чуда нет. Национальный инфраструктурный приоритет №1 на ближайшие года — Керченский мост в Крым, автомобильное и железнодорожное движение по которому должно открыться к концу 2018 года. Стоимость работ оценена в 228 млрд. рублей. Пока для возведения этого Царь-моста с регионов снимают деньги, но уже в скором будущем могут начать снимать и строительные организации. В таком ракурсе 101 километр Восточного обхода Новосибирска может растянуться на десятилетие, и даже не на одно. Впрочем, Северный обход Новосибирска длиной 76,4 км строили целых 12 лет. И умудрились ещё записать год в зачёт опережения графика.