Тема: Статьи, Город, Культура |
Новосибирская культурная и светская общественность обескуражена поведением нового директора НГАТОиБ Владимира Кехмана |
|
Но присланный назначенец чётко исполняет воспитательную миссию, и его целевая аудитория не в Новосибирске, а в Москве.
Министр культуры РФ Владимир Мединский заменил Бориса Мездрича на Кехмана в памятный выходной 29 марта, когда перед Оперным было молитвенное стояние православных активистов. Две тысячи верующих в оскорблённых чувствах вышли на площадь, и Москва отреагировала, прислав в театр нового директора. Казалось бы, что может быть проще? Но развитие событий подсказывает, что назначение Кехмана это не простая двухходовка. На момент, когда Мединский принимал решение, уже было известно, что культурно-светская общественность готовит свой массовый контр-митинг на 5 апреля. Нетрудно было просчитать, что самой по себе сменой директора конфликт не исчерпать. И требовалось подать однозначный сигнал выбором кандидатуры преемника Мездрича. Об этом сообщает сводка ЦДЖ.
Так на новосибирской сцене появился Кехман. Околокультурный бизнесмен, православный еврей, банановый король в отставке – пресса быстро познакомила новосибирцев с новым персонажем. Кехман много лет известен, как меценат. Он с 2007 года возглавляет Михайловский театр в Санкт-Петербурге, и пользуется авторитетом, как эффективный театральный менеджер. Но в сегодняшней ситуации гораздо важней, что Владимир Абрамович крепко сидит на крючке у государства из-за уголовного дела о хищении 18 млрд. рублей кредитных средств, привлечённых в госбанках для его бывшей банановой империи JFC.
Трудно представить, кто из адекватных и уважаемых культурных деятелей согласился бы в такой сложной ситуации сменить Мездрича. Ведь каким святым ни был бы новый директор Оперного, культурная и светская общественность приняла бы его в штыки, и не обошлось бы без массового осуждения со стороны коллег по театральному цеху. Требовался камикадзе, не задумывающийся о репутационных последствиях. А у Кехмана ситуация настолько аховая, что по государственному приказу он без вопросов поехал бы куда угодно и кем угодно. Хоть клоуном в сельский цирк-шапито, хоть директором в новосибирский Оперный.
К исполнению миссии Владимир Абрамович подошёл исключительно ответственно. Первым делом, он взбудоражил Новосибирск обещанием переименовать Оперный – главный символ сибирской столицы. Полил помоями Мездрича и людей, которые работали с предшественником. Раскритиковал доставшееся материально-техническое наследство. Исключил «Тангейзер» из репертуара. Запретил артистам театра идти на митинг за свободу творчества и против цензуры. Снял часть спектаклей, билеты на которые уже были проданы, ради внезапно понадобившегося ремонта. Но вишенкой на торте всё же стало заявление Кехмана, что он не понимает, о чём ему вообще советоваться с новосибирцами.
Отдельно стоит обратить внимание на обещание Кехмана сменить состав попечителей театра. «Попечительский совет новосибирского театра денег не дает. Все мои попечители в Михайловском театре давали от пяти до десяти миллионов рублей в год, это как "Отче наш"», – заявил Владимир Абрамович в интервью каналу «Россия-24» и сообщил о предложении возглавить совет депутату Госдумы Александру Карелину. Тем самым, Кехман «макнул» весь совет, даже не ознакомившись с его составом. А в совет входят крупнейшие новосибирские меценаты Эдуард Таран и Дмитрий Терешков. Там представлены крупные региональные банки, Западно-Сибирская железная дорога и аэропорт Толмачёво. Не все давали деньги, действительно. Но железнодорожники, например, давали театру бесплатные билеты, и теперь, наверное, им тоже обидно. Момент интересен тем, что попечители, по сведениям ЦДЖ, были не в восторге от отношения Мездрича к совету. Бывший директор театра работал со спонсорами без энтузиазма, и Кехман, как руководитель с новым подходом, мог бы заручиться поддержкой этой немногочисленной, но влиятельной аудитории. Однако, повторимся, интересы Владимира Абрамовича, очевидно, далеки от Новосибирска.
Карелин, к слову, оказался в неудобной ситуации. Известный политик много раз выступал в роли миротворца, когда требовалось ликвидировать очередной новосибирский кризис. По идее, Александру Александровичу нужно было бы публично поддержать нового директора Оперного. Но проблема в том, что Карелин знает Кехмана и в курсе его уголовных обстоятельств. События в этой плоскости могут развиваться по самому жёсткому сценарию, потому что в JFC растворились деньги Германа Грефа и Андрея Костина, входящих в число самых главных и влиятельных банкиров России. На этой неделе «КоммерсантЪ» сообщил, что, помимо дела о крупном мошенничестве, Кехману могут предъявить обвинение в отмывании денег, похищенных у госбанков. Если директора Оперного «закроют» из-за тяжести обвинений, как будет выглядеть поддержавший его новый глава попечительского совета? А вариант такой очень даже возможен, поскольку у государства нашего одна рука редко ведает дела другой.
В такой же неудобной ситуации оказалась и вся новосибирская власть. Назначение Кехмана прекрасно иллюстрирует отношения федерального центра с регионом. Очевидно, что ни с кем тут это не обсуждалось. Прислали, предложив любить и жаловать, какой есть. Тайга.инфо цитировала очевидцев, при которых Кехман на прошлых выходных шумел за ужином в «ПивоFactory», будто ему наплевать на мэра, на губернатора и на горожан, потому как у него «крыша» в Москве. И это правда, поэтому нечего удивляться эпатажному поведению Владимира Абрамовича. Он самоотверженно играет свою роль.
На момент смены директора Оперного было ясно, что конфликт может зайти далеко. Эти ожидания оправдались. Новосибирцы начали собирать подписи под обращением к патриарху Кириллу с требованием снять с поста митрополита Тихона, возглавившего церковную борьбу с «Тангейзером». Для государства это неприемлемый сценарий, но и запретить его административно не получилось бы. Чтобы управлять ситуацией на месте требовался кризисный менеджер. Не антикризисный, а именно кризисный, способный замкнуть конфликт на себе и заострить его до предела, довести ситуацию до абсурда. Показать либеральной общественности – на каждую жалобу, петицию и митинг ответ будет исключительно хамским и беспардонным, чтобы, в конечном счёте, подавить волю ко всякому сопротивлению.
Кехман с задачей справляется. За неделю его работы все уже забыли про Тихона. Ещё неделя в том же духе – забудут про Мединского и про «Тангейзер». В конце концов, останется чистая, незамутнённая неприязнь к Кехману, и город будет благодарен Москве за кого угодно другого на посту директора Оперного. Кстати, не надо обольщаться, что Владимира Абрамовича скоро посадят и всё кончится. Арест – совершенно необязательное основание для отставки руководителя государственного театра. А для культурной и светской общественности сибирской столицы директор Оперного на нарах станет ещё одной воспитательной мерой. Может ведь он управлять новосибирским театром из Санкт-Петербурга? Сможет и из СИЗО. |
|
|
|
|