Тема: Статьи, Город, Политика |
Вокруг грядущего увольнения первого вице-мэра Андрея Ксензова развернулась невидимая для общественности аппаратная борьба |
|
На выходе из мэрии чиновник ждёт принципиально нового фронта работ, который можно было бы даже назвать повышением. Но горсовет может выступить против, потому что за спинами депутатов пытаются перекроить денежный пласт городского хозяйства.
Официально об отставке Ксензова ещё не объявлено, но вторую неделю в деловых и политических кругах об этом говорят, как о свершившемся факте. На прошлой неделе Сводка, рассказала, что вероятным местом трудоустройства Андрея Евгеньевича станет МУП «Новосибирский метрополитен». 28 апреля «РБК-Новосибирск» сообщил, что начальник метро Владимир Кошкин подал мэру Анатолию Локтю заявление об увольнении. Чуть позже эта информация была опровергнута; новость с сайта убрали. Но этот дым не без огня. Вокруг перехода Ксензова на подземное хозяйство завернулась большая интрига. Сразу несколько источников ЦДЖ сообщили, что руководство мэрии рассматривает вариант расширения функционала МУП. Эксплуатационное предприятие могут объединить с метростроем. В этом случае глава метрополитена получит контроль над освоением средств на строительство, а здесь речь идёт о миллиардах рублей.
23 апреля, когда тема отставки Ксензова уже активно обсуждалась, на деловом портале «Континент Сибирь» было опубликовано интервью с пока ещё первым вице-мэром под заголовком «Мы не должны упустить свой шанс», где говорилось, в том числе, и о перспективах развития метро. «Надо искать подходы к продолжению строительства, как ни банально это звучит, – заявил Ксензов. – Да, государство поставило нас в рамки: метрополитен – это муниципальный проект. Мне кажется, мы должны, планируя следующую «трёхлетку» – бюджет 2016–2018 годов, найти средства на метро. И изыскивать не 50 млн. рублей на содержание строительной площадки и заказчика, а более реальные суммы. Уже категорически нельзя тянуть с завершением проекта, который был начат в Дзержинском районе. Необходимо жертвовать какими-то другими расходами».
Андрей Евгеньевич может быть лично заинтересован в скорейшем формировании бюджета на продолжение Дзержинской линии. Пока функции заказчика метростроя выполняет МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений». Ксензов курировал метрострой, когда работал первым заместителем мэра Владимира Городецкого. Станция «Золотая нива» (последняя, на сегодняшний день) была сдана осенью 2010 года с большим скандалом. Её пришлось закрыть по предписанию Ростехнадзора сразу после торжественного открытия. Начальник МУП «УЗСПТС» Николай Хван поплатился за это должностью и попал под многолетнее уголовное преследование. Также несколько лет тянулись споры по поводу эффективности использовании средств при строительстве «Золотой нивы». Ксензов удержался в кресле, но в 2012 году воспользовался случаем перейти на должность вице-губернатора, и вернулся в мэрию после победы Локтя.
В период «второго пришествия» Андрея Евгеньевича вскрылась ещё одна скандальная история, способная повлечь далеко идущие для города последствия. ОАО «Сибмост» с прошлого лета отсуживает у муниципалитета убытки, понесённые при исполнении контракта на строительство Бугринского моста. Сейчас сумма претензий составляет 2,5 млрд. По первоначальному контракту, ввод моста должен был состояться весной 2012 года, но мэрия слишком затянула процесс предоставления участка для строительство, потому что туго шёл процесс расселения. Курировал возведение Бугринского моста опять же Ксензов.
Были и другие сомнительные истории, в духе провального строительства нового здания новосибирского автовокзала, по поводу которых дважды-первому вице-мэру могли бы адресовать серьёзные претензии. Тем не менее, год назад возвращение Андрея Евгеньевича в мэрию было принято без вопросов, за счёт кредита доверия победившему на выборах Локтю. Общественность «переварила» и заявления о причастности Ксензова к истории о попытке похищения сына и.о. мэра Владимира Знаткова, и уголовное дело по поводу происхождения 9 млн. рублей в предвыборной кассе Андрея Евгеньевича. Но, например, когда в конце мая стало известно, что Николая Хвана под шумок массовых назначений незаметно трудоустроили заместителем начальника метрополитена, мэру пришлось оправдываться, и звучало это не вполне убедительно. Вплоть до того, что градоначальник якобы был не в курсе. Значит, в курсе был Ксензов? Уже к сентябрю Хвану пришлось покинуть пост. К слову – начальник МУП «Новосибирский метрополитен» Владимир Кошкин говорил, что в качестве его зама Николай Бенхирович должен был заниматься программой капитального строительства. Получается, сейчас эту тему могут творчески развить под Ксензова?
Метрополитен сам по себе с коммерческой точки зрения предприятие интересное. Доходы поступают не только от платы за проезд, но и от аренды площадей, и от размещения рекламы. Впрочем, эти сферы деятельности находятся под более-менее чутким контролем горсовета, и влево-вправо там особо не развернёшься. Другое дело, если придать эксплуатационному предприятию функции заказчика строительства. Например, объединить с тем же МУП «УЗСПТС». У Ксензова здесь большой опыт, он может дать фору всему депутатскому корпусу. По самым скромным оценкам, на завершение Дзержинской линии требуется не меньше 10 млрд. рублей. Соберёт ли город деньги своими ресурсами, или привлечёт инвестора – муниципальное предприятие с таким бюджетом превратится в корпорацию, подконтрольную, прежде всего, руководству. Во главе МУП у Ксензова будет даже больше самостоятельности, чем на публичном посту вице-мэра.
Но удастся ли пролоббировать такой привлекательный вариант для Андрея Евгеньевича? Локоть может считать, что должен щедро расплатиться за форс-мажорный обрыв карьеры первого вице-мэра. Но наивно думать, будто назначение Андрея Евгеньевича на метрополитен пройдёт без сучка, без задоринки. Тем более, если действительно попытаются объединить метрополитен с метростроем. Претензии могут быть и у депутатов горсовета, и у «Единой России», и у Общероссийского народного фронта, и у беспартийных, но очень деятельных общественников. Не секрет, что главный плюс отставки Ксензова для Локтя – возможность снять целый ряд неприятных вопросов относительно зимней уборки снега, качества содержания и ремонта городских улиц. Стоит ли, снимая одни неудобные вопросы, подставляться под другие? |
|
|
|
|