Тема: Статьи, Экология |
Такого потопа Новосибирск не видел почти 50 лет |
|
Перед вступлением в должность вице-мэра Новосибирска по вопросам городского хозяйства Данияр Сафиуллин принял решение, обернувшееся затоплением шести тысяч дачных участков. Повышение Сафиуллина совпало с откровенным провалом подготовки к половодью, за которую он, в том числе, отвечал на предыдущей должности.
Как сообщает сводка ЦДЖ, такого потопа Новосибирск не видел почти 50 лет. Оценить физический ущерб пока невозможно, потому что масштаб пока скрывают мутные вешние воды. А политический ущерб весьма недооценён. Но вскоре ситуация должна измениться из-за обращений к депутатам, прокуратуре и Общероссийскому народному фронту с требованиями разобраться в действиях ответственных за потоп лиц. Причём разбираться надо по двум направлениям. Во-первых, насколько неизбежны были такие огромные одномоментные сбросы воды через плотину новосибирской ГЭС? Во-вторых, почему так плохо было организовано информирование дачников?
Зима была на редкость многоснежной, и опасность дружного весеннего таяния на маршруте от Алтая до Новосибирска была очевидна даже для профанов. В Новосибирске противопаводковые штабы заседали аж с февраля. Но, несмотря на всё профессиональное оборудование для мониторинга и прогнозирования, на опыт и специальные навыки, как выяснилось, ситуацию, сложившуюся в Обском водохранилище 10 мая, предсказать было никак невозможно. И будто не было у ответственных лиц другого выхода, как открывать дамбу и топить дачи в разгар длинных выходных.
Между тем, высокий уровень воды в водохранилище был уже не одну неделю. Может быть, была возможность начать сбросы пораньше, но поэтапно, не так резко? Но то ли необходимости в этом не видели, то ли не хотели напрягать народ переживаниями по поводу паводка перед юбилеем Великой Победы. И получилось так, что сразу после обильного праздничного стола 10 мая ответственным госслужащим пришлось принимать решение о немедленном открытии заслонки. А дальше пошёл уже разнобой и противоречия.
Во второй половине дня 10 мая на сайтах новосибирских СМИ появилась информация, что уровень воды в Оби может превысить 500 сантиметров к 13-15 часам следующего дня, и в этой связи спасатели призывают покинуть прибрежные территории. Днями позже СМИ уже уверенно писали, будто заслонку на ГЭС открыли пошире в 8 утра 11 мая. Но по факту дачные общества в южной части города оказались затоплены уже в 6-7 утра 11 мая. Для многих новосибирцев это стало полной неожиданностью. В середине длинных выходных мало кто смотрит новостные сайты и слушает новости по радио. Даже если б послушали, то ориентировались бы на указанное время прихода большой воды, и спокойно ночевали на дачах, в расчёте уехать утром. Но уехать уже не получалось. В ряде обществ улицы были затоплены. Дачникам пришлось побросать автомобили и другое ценное имущество. Эвакуировались, в основном, своими силами. Кто-то на надувных лодках, кто-то вброд, по холодной воде.
Хуже пришлось тем, у кого дачи на островах. Один из читателей Сводки сообщил, что с острова Кудряш в реку смыло восемь автомобилей.
Тем временем, в 11 утра 11 мая ответственные представители мэрии, МЧС и Верхне-Обского бассейнового водного управления, ГЭС и Гидрометеослужбы провели экстренный брифинг, чтобы показать, будто ситуация под контролем. К тому времени журналисты уже были в курсе, что бедствие нешуточное: в редакции звонили возмущённые дачники. Когда Сафиуллина (на тот момент – ещё начальника департамента по ЧС и мобилизационной работе мэрии) спросили, не звонить ли всем пострадавшим от потопа на экстренный номер, чиновник ответил следующее: «Власть выполнила всю организационную, информационную и пропагандистскую часть об угрозе подтопления, чтобы люди смогли вовремя эвакуироваться из домов, оказавшихся в зоне подтопления. А те, кто не вышел из своих домов, с чего они взяли, что мы – такси? Эту мысль надо у себя убрать. Те, чьи дома находятся в рисковой части реки, должны были заранее позаботиться о тех рисках, которые могут возникнуть».
Вот это «что мы – такси?» теперь закрепится за Сафиуллиным надолго. Плохо, если главный борец с чрезвычайными ситуациями действительно считает, будто власть справилась с информационной задачей. Где были сирены, громкоговорители, смс-рассылки? В некоторых северных обществах (например, в «Электроне») неожиданно активную роль сыграло МВД: полицейские в ночь с 10 на 11 мая ходили по домам, будили дачников и приказывали уезжать из-за надвигающегося потопа. В южной части Новосибирска такой активности не было. Да, действительно, за неделю до потопа в СМИ появлялись предупреждения об угрозе паводка. Но в них звучали всего лишь несколько обществ, которые подтапливает даже в малоснежные годы. Серьёзной угрозы не звучало. Она возникла совершенно внезапно. В том, что МЧС не такси, дачники убедились сами, без подсказок Сафиуллина. Рассчитывать пришлось только на самих себя.
Утром 12 мая на заседании областного правительства мэр Анатолий Локоть тоже бодро докладывал, что ситуация с паводком в городе под контролем. Может быть, градоначальнику к тому часу ещё не доложили полную картину о числе пострадавших, а может, он и сам ещё не понял, что шесть тысяч пострадавших семей это не сотня-другая, как при обычном паводке. Политические последствия проявятся так или иначе: если власть не оценит работу ответственных служб, избиратели дадут оценку власти. Необходимо тщательно расследовать действия руководства ГЭС, Верхне-Обского бассейнового водного управления, местного управления МЧС и, конечно же, департамента Сафиуллина, согласовавшего от имени города внезапное затопление дачных обществ. Расследование нужно для выявления всех слабых мест, чтобы избежать таких тяжёлых последствий в будущем.
Тем временем, ответственные службы уже начали пугать второй крупной волной паводка после 25 мая. Может, хотят нагнести атмосферу, а потом рассказать, что умелыми действиями удалось предотвратить новую катастрофу. А может, новые крупные сбросы воды с ГЭС будут неизбежны. Минус в том, что обыватели некомпетентны в вопросах гидрологии. И без объективного независимого расследования можно безнаказанно манипулировать общественным мнением. Сафиуллин же, получается, оценку уже получил: «проявив» себя в чрезвычайных ситуациях, чиновник получил под крыло все хозяйственные вопросы муниципалитета. |
|
|
|
|