Мэрия Новосибирска опять тормозит строительство жилого комплекса «Сосновый бор» компании «СД Альфа-Капитал» на Богдана Хмельницкого
Застройщику имеет смысл изучить опыт коллег из «Новограда», намучившихся с запуском проекта «Снежная миля», но, кажется, добившихся своего, сообщает сводка ЦДЖ.
Книга «Как подружиться со всеми и строить в Новосибирске» будет состоять из одного слова: никак. Тому есть бездна примеров. «Сосновый бор» это тот самый вопиющий проект, нацеленный на уничтожение исторического облика улицы Богдана Хмельницкого, о котором год уже шумят некоторые общественники и депутат городского Совета Дмитрий Прибаловец. У «СД Альфа-Капитал» московские корни, но в сибирской столице компания построила уже немало видных объектов. Самый масштабный проект это «Октябрьская ривьера», комплексная застройка участка на Кирова возле станции метро «Октябрьская». Первый дом «Ривьеры» – известная «высотка» с «Галереей №1» и супермаркетом «Бахетле».
В Заельцовском районе «СД Альфа-Капитал» выкупила участок вместе с известными зданиями клуба «Отдых» и соседнего Дома спорта. Это социально-развлекательное наследие советского периода планировалось снести, немного подчистить лес вокруг и застроить участок новыми домами высотой до 23 этажей. Общественность была возмущена не только возможным нарушением устоявшегося архитектурного облика, но и перспективой дополнительного осложнения транспортной ситуации на улице Богдана Хмельницкого.
Публикация планов компании совпала со сменой мэра Новосибирска. Анатолий Локоть в предвыборной борьбе опирался на противников точечной застройки и прочих градостроительных безобразий, которыми славна столица Сибири. Вняв протестам озабоченных жителей Богдашки, Анатолий Евгеньевич распорядился приостановить реализацию проекта до завершения консультаций с общественностью.
Год спустя, в начале мая мэр объявил, что разрешение на строительство «СД Альфа-Капитал» выдано под обещание снизить этажность до 9-10 этажей, привести проект в соответствие окружающему ампиру, построить дорогу к жилому комплексу и автостоянку. На пресс-конференции Локоть особо подчеркнул невозможность затягивать процесс бесконечно: «Нам надо было принимать решение, иначе – судебная процедура».
Но процедура у мэрии, а у депутатов предвыборная кампания, и Прибаловец не исключение. Неравнодушная общественность Калининского района компромиссом недовольна. В особенности смущают разночтения вопроса этажности. Проект действительно предусматривает здания по 9-10 этажей, о которых говорил мэр. Но высшая точка зафиксирована теперь на уровне 20 этажей.
Ситуация опять качнулась, и вот уже департамент строительства и архитектуры мэрии сообщил на этой неделе «Континенту Сибирь», что «СД Альфа-Капитал» уведомлена о необходимости повторно представить проект архитектурно-градостроительному совету и вновь пройти горнило обсуждения с общественностью. Может быть, у москвичей достаточно денег и терпения, чтобы годами ожидать милости муниципалитета. При том, что земля уже в собственности, и разрешение на строительство – формальность, соблюдения которой можно добиться через суд.
Компания «Новоград» год добивалась разрешения от мэрии на строительство многофункционального комплекса «Снежная миля» на Большевистской. А дальше пошла уже не только в суд, но и в прокуратуру. События бурно развивались в конце прошлого года; представители мэрии во главе с бывшим вице-мэром Андреем Ксензовым публично уверяли, что «Новоград» обязан прежде выполнить «социальную нагрузку» в виде строительства участка улицы Обской и пешеходного перехода через Большевистскую. Также выдача разрешения увязывалась с вопросом оборудования театра Сергея Афанасьева в помещении МФК.
Ценой одного скандала с привлечением правоохранительных структур председатель совета директоров «Новограда» Евгений Грибов добился разрешения на строительство. Новый скандал не заставил себя ждать. Для строительства «Снежной мили» требовалось перекрыть участок улицы, по которой жители микрорайона на Обской, а также транспорт отеля River Park, бизнес-центра на Речном вокзале и автосалона Mitsubishi выезжали на Большевистскую. Так уж была выделена застройщику городская земля, что этот фрагмент проезжей части оказался прямо на участке строительства.
В качестве альтернативного варианта было согласовано открытие двустороннего движения по спуску с Большевистской к набережной. Непривычно, конечно, ведь сто лет там было одностороннее движение. Но мэрия и все ответственные службы такой вариант согласовали. Застройщик оплатил монтаж светофорного объекта и знаки. Тем не менее, запускать проезд по новой схеме мэрия не спешила, настаивая на том, что сначала инвестор должен выполнить социальные обязательства.
В начале апреля «Новоград» перекрыл проезд через стройплощадку «Снежной мили». Жители окрестностей подняли шум. Мэрия могла бы запустить альтернативный выезд. Но вместо этого чиновники во главе с Ксензовым вместе с полицией демонтировали ворота на стройплощадке и восстановили проезд. Грибов обратился в правоохранительные органы. В конце мая прокуратура подтвердила правоту застройщика и неправоту мэрии (в случае со «Снежной милей» это уже второй эпизод). К тому времени уже и Ксензов мэрию покинул.
На прошлой неделе проезд через стройплощадку был перекрыт в плановом режиме, а светофор на Большевистской возле Речного вокзала сменил режим работы: теперь через него выезжают с набережной. Ситуация разрешилась тихо и мирно. При этом в комментариях муниципалитета звучало: необходимость изменения схемы проезда обусловлена угрозой разрушения подпорной стенки на стройплощадке. Как будто на «Снежной миле» что-то идёт наперекосяк. И в кои-то веки «Новоград» не огрызнулся, воздержался от комментариев. Что даёт основание предполагать суть достигнутого соглашения: мэрия отказывается от претензий к проекту в обмен на господство в информационном пространстве. Имидж городского руководства – стратегический приоритет. Бизнесмены могут этим пользоваться.