Сегодня утром в Новосибирск вернулись участники экспедиции на север Томской области
Предметом исследования стала судьба спецпереселенцев, которых ссылали в Каргасокский район: так называемых "кулаков", немцев, прибалтов и других людей, которых Советская власть посчитала неблагонадежными. Энтузиасты постарались разыскать в тайге их следы и привезли материал. на обработку которого уйдёт не один месяц.
С этого интервью фактически и началась экспедиция трёх новосибирцев в Каргасокский район Томской области, знаменитый своими васюганскими болотами. Целью поездки стало не знакомство с красотами, а попытка раскопать что-то об истории одной семьи. Александр Шелепов, узнав от своей двоюродной бабушки, как именно раскулачивали родственников - зажиточных крестьян, решил отправиться в Усть-Сегельтоп. Место, в районе которого в мае 31-го высадили с баржи около ста семей.
Такие остановки на этой реке баржа делала через каждые 10 километров. Даже саму перевозку сумели вынести далеко не все. Высаженные на берег без продуктов и практически без каких-то инструментов, посуды, тёплой одежды люди должны были научиться добывать себе пищу и вообще- выживать в тайге. От истощения и болезней погибали и дети, и взрослые. До первой зимы в поселении, у которого тогда был только номер - "12", не дожили больше половины спецпереселенцев.
Участники экспедиции преодолели около полутора тысяч километров на машинах и 600 километров - по рекам. Побывали в нескольких населённых пунктах, куда свозили репрессированных. Беседовали с очевидцами тех событий, детьми раскулаченных. И поставили в память о погибших крест прямо на берегу реки в районе населённого пункта Усть-Чурулька. Новосибирцам удалось найти немало артефактов, например, простреленную тарелку, со следами крови и самодельную утварь. Первое время спецпоселенцы жили даже не в землянках - в тайге не просто выкопать яму - а в пещерах, сделанных по крутым берегам рек. Только после того, как количество смертей стало зашкаливать, людям начали выдавать какие-то пайки, инструменты. Откровением для участников экспедиции стало то, что ссылали в эти места и в начале 30-х, и во время войны и даже после её окончания.
Расследуя судьбу одной семьи экспедиция копнула множество исторических пластов. И масштаб трагедий ещё только предстоит осознать и оценить. Новосибирцам удалось встретить и единомышленников, которые на свои деньги издают книги о спецпереселенцах. Чтобы хотя бы спустя десятилетия отдать должное сотням тысяч людей, в какой-то момент оказавшихся расходным материалом.