Вчера состоялось очередное заседание рабочей группы, занимающейся подготовкой ко второму чтению проекта закона «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О регулировании отношений в сфере образования на территории Новосибирской области» и законопроекта «О нормативах финансирования образования в Новосибирской области».
Это уже второе заседание рабочей группы, детально дорабатывающей данные законопроекты. И тот, и другой планируется вынести на обсуждение комитета по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике 7 ноября с тем, чтобы представить оба законопроекта на рассмотрение во втором чтении на ноябрьской сессии областного Совета. Напряженность и сжатые сроки работы над законопроектами объясняются предстоящими изменениями в системе финансирования образовательных учреждений, которые необходимо учесть при принятии закона о бюджете области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.
Законопроект «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О регулировании отношений в сфере образования» дополнен, в частности, уточнением механизма финансирования негосударственных образовательных учреждений – путем предоставления субвенций местным бюджетам. Теперь в законопроекте детально расписаны формы участия общественности в управлении образованием на всех трех уровнях – областном, муниципальном и на уровне образовательного учреждения. По мнению депутатов, это должно сократить поборы, ставшие для школ уже привычными.
Откорректировано положение о порядке расчета объемов финансовых средств, предоставляемых образовательным учреждениям на реализацию образовательных программ. После вычеркивания одного единственного слова «может», допускающего различные варианты, пункт 3.4 раздела 3 ст. 3 сейчас читается вполне оптимистично. «Объем финансирования отдельных образовательных учреждений при переходе на нормативное финансирование сохраняется в объемах фактически сложившихся расходов за предшествующий переходному финансовый год путем предоставления дополнительных субвенций местным бюджетам из областного бюджета…». Таким образом, законопроект ответил на главный вопрос, волнующий большинство педагогов, – не сократится ли школьный «кошелек» при переходе на подушевой принцип финансирования образовательных учреждений.
«Нормативы финансирования образовательных учреждений должны быть, - высказывает позицию рабочей группы депутат Светлана Барам. – Но при этом нельзя ставить крест на непопулярных и малокомплектных школах, особенно в сельской местности. Иначе переход к обязательному среднему образованию весьма проблематичен. К решению судьбы малокомплектных школ надо подходить очень осторожно. Сейчас, на переходном этапе, необходимо тщательно продумать систему выравнивающих коэффициентов для их финансирования».