Опыт развития Стрижей будет применен для северного направления Новосибирска
14 июля в микрорайоне Стрижи прошел круглый стол «Северные территории Новосибирска: новая модель развития». Участники сошлись во мнении, что власть и бизнес могут и должны переходить на новый уровень взаимодействия в деле развития северных направлений города.
Новосибирск – стремительно растущий город, который всегда шел по экстенсивному пути развития. Динамика строительства и освоение новых территорий – всё это давало новые возможности для роста.
Сегодня всё сильнее заявляет о себе северное направление Новосибирска, которое с уверенностью можно назвать зоной опережающего развития. Строительство новых микрорайонов, интерес горожан к жилой застройке в экологически чистых зонах вызывают изменения территорий.
Группа компаний «Стрижи» обратила внимание на северную часть города более трёх лет назад: тогда застройщик зашёл на территорию Карьер Мочище с планом комплексного развития, который включал в себя не только возведение новых жилых объектов, но и решение вопросов социальной и коммерческой инфраструктуры. На сегодняшний день на месте некогда депрессивного района возник современный и привлекательный для покупателей квартир микрорайон «Стрижи».
Генеральный директор ГК «Стрижи» Игорь Белокобыльский считает: «Опыт, который мы вместе с городом и областью приобрели при строительстве микрорайона «Стрижи», необходимо и нужно масштабировать»
Для того чтобы поделиться опытом, поставить на повестку дня актуальные вопросы строительства, ГК «Стрижи» совместно с Клубом главных редакторов СМИ рынка недвижимости организовали круглый стол, где представители власти, бизнеса, науки и СМИ обсуждали проблемы освоения северного направления Новосибирска.
С самого начала дискуссии эксперты из Центрального региона России отметили уникальность новосибирского рынка недвижимости. На основе анализа новостроек Кирилл Холопик, руководитель аппарата Национального объединения застройщиков жилья выделил следующие отличительные черты рынка: «Новосибирская область является драйвером. Очень большой задел, огромное количество новостроек. Большая конкуренция среди застройщиков».
В Новосибирске действительно строят много, однако в погоне за количеством квадратных метров, застройщики часто забывают о развитии инфраструктуры. Алексей Кондратьев, заместитель мэра, начальник Департамента строительства и архитектуры Новосибирска выделил ряд вопросов, актуальных как для развития северных территорий, так и для всего города в целом: «Первичные вопросы: строительство социальной инфраструктуры, развитие транспортного каркаса, обеспечение доступности жилья. Не уступает и по важности снос ветхого жилья».
На сегодняшний день для северного направления вопросы транспортной доступности остаются наиболее актуальными, несмотря на завершение реконструкции Мочищенского шоссе на участке от улицы Кедровой до Дачного шоссе. Алексей Кондратьев отметил, что «только в последние годы мы получили приличную динамику по развитию Мочищенского шоссе». Во время дискуссии Данияр Сафиуллин, заместитель мэра Новосибирска по городскому хозяйству, отметил, что реконструкция участка Мочищенского шоссе от улицы Жуковского до улицы Кедровой по поручению губернатора Новосибирской области будет завершена до конца этого года.
Формат диалога между бизнесом, властью, научным сообществом и СМИ оказался продуктивным. Данияр Сафиуллин рассказал о новом формате сотрудничества между властью и группой компаний «Стрижи»: «Наш разговор с руководством ГК «Стрижи» сегодня переходит в новую плоскость. Мы будем создавать микромодель северного направления для того, чтобы на основе научных данных понять, что нам нужно делать, в какой последовательности: с чего начинать и чем заканчивать».
В качестве подкрепления слов господина Сафиуллина выступает тот факт, что ГК «Стрижи» был заказан и профинансирован анализ транспортной ситуации на одном из участков северного направления у специалистов данной сферы – Научно-исследовательской лабораторией «Информационные технологии транспорта» при СГУПСе. «Мы создали первый прецедент – профинансировали работу над проектом реконструкции железнодорожного переезда. Мы представили 19 вариантов развития событий», - отметил генеральный директор ГК «Стрижи».
Валерий Хабаров, заведующий лабораторией, в которой проводился анализ, добавил: «У нас существует желание развивать территории и для этого необходимо создать инструмент, который позволил бы оценить варианты развития. У нас есть комплексная транспортная модель Новосибирска, Бердска и города Обь. Мы создали две модели: модель изучения потребностей, которые существуют у населения на транспортные услуги, и модель предложения - как обеспечить потребности населения на перемещения? Уже сегодня мы можем предложить реконструкцию существующих сетей».
Во время дискуссии предлагалась еще одно решение транспортной проблемы – снижение маятниковой миграции, для этого необходимо создать инфраструктуру, которая позволит жителям оставаться в пределах микрорайона и реже выезжать в город.
В рамках круглого стола также поднимались проблемы изменения городской среды.
Юрий Сколубович, ректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета, отметил следующие проблемы городского пространства: «Новосибирск серьезно отстает по парковым зонам. В центре города людям негде прогуляться, я уже не говорю о детских площадках, внутренние дворы превращены в стоянки». При помощи более детального проектирования специалисты университета совместно с застройщиками могут решать эти проблемы.
Подводя итоги диалога, Игорь Белокобыльский отметил следующее: «Что произошло нового в итоге этого заседания? Мы впервые в новейшей истории города попробуем соединить здравый подход ученых к оценке ситуации. Техническое задание будет составляться не на основе мыслей уважаемых людей, а на основе совершенно конкретных показателей, высчитанных профессионалами. Мы попытаемся создать техническое задание для строительства транспортной, социальной, энергетической и коммерческой инфраструктуры, превратить его в программу и эту программу выполнить».
Продуктивный диалог между городом, наукой и застройщиком помог найти правильный подход к освоению северных территорий, в котором акцент делается на взаимодействии представителей власти, бизнеса и научных сообществ.