Тема: Политика |
Предстоящие 13 сентября выборы обещают стать беспрецедентными по плотности контроля за работой избирательных комиссий |
|
Административные технологии влияния на результат в этот раз могут сыграть против тех, кто их использует. Понимают ли это главы районов?
Такой масштабной избирательной кампании в Новосибирской области не было ещё никогда, и каждый этап важен по-своему. До выборов остаётся две недели, агитация уже на финишной прямой. Кандидаты в Законодательное собрание и в Совет депутатов Новосибирска плотно утюжат округа, наступая друг другу на пятки и запутывая избирателей. Порой сложно разобрать в этом внезапном калейдоскопе лиц, кто двигается в заксобрание, а кто в горсовет, кто, как одномандатник, а кто по списку, кто партийный, а кто – нет, сообщает сводка ЦДЖ.
Конечно, большинство участников гонки готовит сюрпризы на последней дистанции. Но в большинстве случаев очевидно, что сложившиеся тенденции агитационными ходами уже не изменить. А когда нет надежды на креатив, в штабах задумываются о технологиях непосредственного влияния на результат.
В этих технологиях творческого начала уже не дождёшься. Они известны с 90-х – манипулирование предварительным и удалённым голосованием, подвоз «левых» избирателей, «карусели», использование «мёртвых душ», вбросы бюллетеней. Другое дело, что без поддержки административного ресурса такие приёмы работают нестабильно. Можно спалиться.
На чьей стороне сегодня административный ресурс – вопрос неоднозначный. Областная власть за «Единую Россию», городская в большей степени за КПРФ. Местами не поймёшь, где партия власти, а где оппозиция. На ряде округов административный ресурс «топит» за независимых.
И в городе, и в области реальный контроль над территорией в руках местных руководителей. Чёткое знание демографического портрета территории позволяет угадывать, где люди не дойдут до участков, где можно поживиться «мёртвыми душами», где члены избиркома охотно откликнутся на просьбу закрыть на минутку глаза.
В Новосибирске существенное влияние на результат выборов могут оказывать главы районов. Например, глава Дзержинского района Александр Полищук пользуется славой опытного манипулятора. На прошлогодних выборах мэра Дзержинка показала самый высокий результат за кандидата от ЕР. Кандидат всё равно проиграл, но у Полищука благодаря той истории появился особый статус. В партии он стал кем-то вроде заслуженного боевого генерала. Весной Сводка ЦДЖ рассказывала, что именно партийная поддержка на высоком уровне помогла Александру Ивановичу избежать отставки после открытого конфликта с общественностью, некоторыми депутатами и партиями. Конфликт заморозили, но не разрешили: после выборов встанут те же самые вопросы. Поэтому наверняка у Полищука есть соблазн воспользоваться известными и проверенными технологиями, чтобы укрепить свои позиции через влияние на результат голосования. Случайно ли в Дзержинском районе стали обновлять состав некоторых избирательных комиссий?
Такие же мысли могут быть и у других глав районов. Это очень опасно, потому что чиновники не понимают настроения в штабах. На выборы идут сразу семь партий и немалая армия независимых кандидатов. Все, кто дошёл до финала, заинтересованы в результате, и они не поскупятся на наблюдателей, готовых вникать во все моменты волеизъявления новосибирцев.
Решение убрать видеокамеры с избирательных участков может способствовать расцвету технической фантазии. Поскольку камеры и микрофоны сегодня встраивают даже в часы и авторучки, члены избиркомов могут быть под постоянным наблюдением, не ведая о том.
Любые признаки нарушений будут становиться поводами для немедленных обращений в полицию и прокуратуру. Как известно, нынешней весной прибыли новые начальники и в прокуратуру области, и в региональное ГУВД. В местных политических играх они не участвовали, и поэтому могут без задних мыслей жёстко покарать за предвыборные преступления. Равно как и Москва, заинтересованная, чтобы выборы прошли без скандалов. Членам избиркомов можно было бы даже посочувствовать — прогибаться под административный ресурс в этот раз особенно страшно. Шансы попасться на нарушениях высоки, как никогда, и никто не заступится. |
|
|
|
|