Налоговики не будут контролировать продажу ОСАГО в Новосибирске. Депутаты Госдумы отклонили соответствующий законопроект, опасаясь сокращения числа покупателей полисов «автогражданки». Проект закона был разработал Воронежской областной думой, но не прошёл первого чтения в Федеральном Собрании, так как его принятие могло «стать препятствием для исполнения гражданами» другого законодательного акта – закона «Об ОСАГО». Некоторые эксперты уже заявили, что доводы федеральных парламентариев весьма спорны и поправки всё же могут быть приняты.
Напомним, в апреле этого года А. Гордеев, губернатор Воронежской области выступил с инициативой «улучшить администрирование транспортного налога» (ТН). Местные депутаты поддержали главу региона и для улучшения собираемости ТН предложили расширить перечень документов, необходимых для оформления полиса обязательного автострахования. Покупателей ОСАГО в Новосибирске хотели обязать при покупке «автогражданки» предъявлять квитанцию об уплате налога на автомобиль. Но комитет Думы по финансовому рынку рекомендовал отклонить инициативу.
Однако разработчики поправок в закон «Об ОСАГО» напоминают, что:
- До 2005 года в России регистрация и технический осмотр транспортных средств не производилась без предоставления гражданами данных об уплате ТН.
- Собираемость ТН (формирующего бюджеты субъектов федерации) в России не превышает 50% и продолжает снижаться при росте числа автомобилей, зарегистрированных в органах ГИБДД.
- Автомобилистов можно избавить от необходимости хранения квитанций об уплате ТН, организовав проверку факта оплаты последнего, расширив функционал онлайн расчёта ОСАГО-2015.
- Передвижение на автомобиле без полиса ОСАГО или использование заведомо подложных бланков – соответственно административный проступок и уголовное преступление.
- Уплата налога на транспортное средство – обязанность всех граждан России, имеющих автомобиль.
В этом свете не выдерживают критики заявления одного из руководителей компании «АльфаСтрахование» Д. Макарова о том, что отказ в продаже полиса ОСАГО, при наличии задолженности по налогам, повлечёт за собой ущемление прав пострадавших в ДТП. Ведь без полиса «автогражданки» эксплуатировать автомобили запрещено. Нет полиса – нет и ДТП.
Мнение же заместителя председателя «СОГАЗа» Д. Аксянова о технических сложностях реализации «воронежской инициативы» – не более, чем частное мнение. Бюджет Новосибирска ежегодно из-за плохой собираемости ТН недополучает порядка 3-5 миллиардов рублей – сумму, способную решить многие технические проблемы.
Кроме того сторонники введения налогового контроля за продажами полисов «автогражданки» полагают, что новый порядок заключения страховых договоров позволит стимулировать автомобилистов приобретать полисы, используя онлайн расчёт ОСАГО (с 2015 года такая возможность есть и у жителей Новосибирской области). Так как покупка автостраховки в сети избавит от необходимости хранить квитанции или посещать налоговую инспекцию. Необходимые данные будут получены страховщиком автоматически.
А популяризация е-полисов приведёт к снижению стоимости обязательного и добровольного автострахования в Новосибирске. По разным оценкам, распространение электронных продаж ОСАГО способно снизить тарифы по виду на 10% – 20%. Расчёт каско онлайн экономит страховщикам (а, в конечном счёте, и страхователям) до 25% стоимости страхового полиса. Именно поэтому в странах Европы популярность расчёта каско онлайн и е-ОСАГО весьма высока. До 60% всех автостраховок в ЕС заключается именно в электронном виде.
Как видим, доводы сторонников «воронежской инициативы» весьма разумны. Поэтому эксперты полагают, что «привязать» ОСАГО к транспортному налогу в России попытаются вновь уже в следующем году. |