Прокуратура хватилась Красного проспекта на Родниках
После того, как совладельцы и топ-менеджеры «Энергомонтажа» переизбрались депутатами на новые сроки, компания получила публичные претензии прокуратуры из-за бездействия в улучшении транспортной ситуации – главной проблемы «Родников». Ещё одним виновником названа мэрия Новосибирска.
В середине «нулевых» компания «Энергомонтаж» стала «якорным» застройщиком «Родников». Вместе с жильём застройщик возводил объекты инфраструктуры и социальной сферы. В последние годы на «Родники» пришли другие крупные застройщики – «Сибакадемстрой», «Стрижи», «КПД-Газстрой». В «Энергомонтаже», занимавшемся комплексной застройкой микрорайона, возмущались, что конкуренты приходят на уже готовую инфраструктуру. Конкуренты парировали, что инфраструктурой «Энергомонтаж» занимался, прежде всего, в рамках обязательных к исполнению техусловий, а также, чтобы стимулировать продажи собственного жилья, при этом получая компенсации из бюджета.
Самым амбициозным инфраструктурным проектом стало строительство продолжения Красного проспекта от улицы Краузе на «Родниках» до территории городского аэропорта. Проектная документация была подготовлена ещё в 2008 году; в 2010 году начались работы по строительству первого участка длиной 2 километра. За проект взялся непосредственно застройщик – «Энергомонтаж». Андрей Ксензов, в ту пору ещё впервые работавший первым вице-мэром, обещал, что на строительство первого этапа понадобится 3-4 года, а стоимость объекта составит 1 млрд. рублей.
В 2012 году было достроено чуть больше километра продолжения Красного проспекта. На этом работы остановились. Появились причины, мешавшие строительству. На пути возникли железнодорожная ветка до Карьера Мочище и вертолётная площадка МВД. Также смущал неопределённый статус территории аэропорта – то ли земля в госсобственности, то ли её уже взяли под контроль частные инвесторы… Стоит отметить, что все эти препятствия были очевидны и в 2008-м году, когда разрабатывался проект, и в 2010-м, когда начинались работы. Но лишь в 2012-м препоны стали вдруг настолько непреодолимыми, что стройку остановили задолго до границы аэропорта.
Весной 2014 года ситуацию пытался расшить и.о. мэра Владимир Знатков. Он договорился с МВД о возможности обмена землями ради переноса вертолётной площадки на новое место – к аэропорту Толмачёво или аэродрому НАПО имени Чкалова. Также Знатков провёл переговоры с руководством компании «Красный проспект», отсудившей у государства право выкупа территории городского аэропорта: бизнесмены выразили заинтересованность в продлении главной городской улицы. Что же касается железнодорожной ветки, то городское руководство планировало договориться с РЖД о её переносе.
Но на выборах мэра сменилась власть, и работы по продлению Красного проспекта вновь были отложены в долгий ящик. Теперь на недопустимость такого подхода «Энергомонтажу» и мэрии указала прокуратура. «С декабря 2012 года застройщик жилого района «Родники» ООО «Энергомонтаж» не осуществляет строительство автомобильной дороги, земельный участок использует без правоустанавливающих документов, перекрыв шлагбаумом доступ к нему» – говорится в официальном сообщении пресс-службы ведомства.
Проверка прокуратуры показала, что «незавершенная строительством автомобильная дорога не соответствует требованиям ГОСТ Р к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Прокурор Калининского района ещё в сентябре возбудил административное дело по факту самовольного занятия земельного участка в отношении ответственного должностного лица ООО «Энергомонтаж» и назначил штраф в 20 тысяч рублей. А прокурор Новосибирска Владимир Мандрыко внёс представление мэру Анатолию Локтю. В прокуратуре решили, что нарушения «Энергомонтажа» стали возможны «по причине ненадлежащего осуществления земельного контроля департаментом, а мэрия г. Новосибирска не приняла всех мер к организации работ по строительству автомобильной дороги по Красному проспекту от ул. Краузе до территории городского аэропорта в жилом районе «Родники» и ограничению движения транспорта по ней».
Весной 2013-го первый заместитель гендиректора «Энергомонтажа» Андрей Каличенко, комментируя для НГС ситуацию со строительством продолжения Красного проспекта, говорил, что дорогу нельзя строить зигзагами: она должна быть прямая, как взлётно-посадочная полоса. История этого проекта может служить иллюстрацией отношений мэрии с некоторыми застройщиками. Совместная работа идёт именно зигзагами, хотя в документах прописываются прямые обязанности сторон. Застройщики иногда отступают от техусловий, под которыми сами же подписывались. А мэрия в некоторых случаях считает возможным не настаивать на соблюдении строителями обязательств. Прокуратура редко вмешивается в эти взаимоотношения. Но если вмешивается, то оценивает соответствие реальной картины документам вполне прямолинейно, без зигзагов.
Уже на следующий день после пресс-релиза облпрокуратуры, 22 октября мэр пообещал продолжить строительство Красного проспекта и устранить нарушения. По словам Локтя, мэрия уже обязала «Энергомонтаж» убрать шлагбаум и заграждения на участке под будущую 6-полосную магистраль.
На недавних выборах гендиректор «Энергомонтажа» Иван Сидоренко, его первый зам Андрей Каличенко и директор по строительству Глеб Дебов боролись за переизбрание на новые сроки. Как бы изменился расклад, если б претензии прокуратуры появились до 13 сентября? Для «Родников» транспортная доступность это архиважная проблема. Дорожный вопрос здесь гораздо болезненней, чем во многих других районах города. И прямое указание на виновных простоя в строительстве продолжения Красного проспекта, как альтернативы перегруженному Мочищенскому шоссе и улице Объединения, могло бы сказаться на итогах выборов. Тем более, если учесть, что депутаты от «Энергомонтажа» в Заксобрании и Горсовете участвовали в формировании правил игры между властью и застройщиками. «Подчеркиваю, что позиция мэрии заключается в том, что мы лоббируем интересы не строительных компаний, а жителей города», – заявил мэр журналистам 22 октября. Но жители города были бы благодарней, если б городская власть заставляла подрядчиков исполнять обязательства вовремя, без «волшебных пенделей» прокуратуры.