Развитие Новосибирской области в ближайшие годы будет напрямую зависеть от успехов программы реиндустриализации
Модернизация областной экономики – главная надежда наполнить бюджет развития, сообщает сводка ЦДЖ.
На этой неделе губернатор Владимир Городецкий подробно прокомментировал проект областного бюджета-2016, внесённый в Заксобрание. Главный вектор остаётся неизменным – гарантированное исполнение социальных обязательств. По объёму доходов и расходов бюджет также мало чем отличается от прошлогоднего. Существенное отличие в размере дефицита. В бюджете-2015 разрыв между запланированными доходами и расходами составлял 11 млрд. рублей. В бюджете-2016 – лишь 5,7 млрд. Сокращение дефицита даёт шанс выправить ситуацию с внутренним долгом региона благодаря договорённости с Министерством финансов РФ. Речь идёт о замещении коммерческих кредитов бюджетными, гораздо более дешёвыми в обслуживании.
Финансовое оздоровление региона вынуждает власти добиваться максимальной аскетичности в планировании расходов. «Мы сделали приоритетом сохранение всех обязательных социальных расходов, которые закреплены за областным бюджетом. Их нужно безукоризненно выполнить. Прежде всего, это стабильная зарплатная часть в бюджетной сфере – это выплаты, доплаты к пенсиям, все меры поддержки, которые ранее были приняты», – заявил Городецкий. Соответственно, балансировать доходы и расходы пришлось за счёт бюджета развития.
По проекту на финансирование защищённых статей будет направлено более 88% расходов – 96,3 млрд. рублей. Часть этих средств, всё же, можно зачесть как инвестиции в развитие: они пойдут на дорожное строительство и поддержку АПК в рамках исполнения президентских указов. Но основной объём расходов, безусловно, будет «съеден» социальными обязательствами. Стоит отметить, что в 2015 году в Новосибирской области не было ни одного сбоя по выплатам бюджетникам, в отличие от других регионов. И губернатор намерен сохранить финансовую дисциплину на том же уровне.
По расчётам областного правительства, бюджет развития в 2016 году составит лишь 3 млрд. рублей. «Даже при дефиците в 11 млрд. мы строили детские садики, ФАПы. В этом году сдаем 16 объектов здравоохранения, 3 спортивных объекта и так далее. В следующем году таких возможностей не будет», – признал Городецкий. В инвестициях остаются следующие приоритеты: строительство детсадов, реализация программы «Чистая вода», газификация, капитальный ремонт домов, расселение ветхого жилья. Но по всем этим направлениям ожидается снижение расходов от уровня 2015 года.
В проекте бюджета дотации и трансферты из Москвы ожидаются на уровне 11,4 млрд. – больше 10% от общего объёма доходов. Опыт предыдущих лет показывает, что фактически поступления могут быть больше. Так, например, есть надежда, что уже в следующем году стартует федеральная программа по переводу школ на обучение в одну смену. Реализация этой программы в Новосибирской области оценивается в 43 млрд. рублей: федеральное софинансирование позволит решить ряд насущных проблем, требующих вложений в образовательные учреждения. Год предвыборный, поэтому можно ожидать целевых финансовых инициатив от депутатов Госдумы. Но одними ожиданиями перечислений из Москвы бюджет развития не наполнить. Владимир Городецкий считает необходимым искать возможности для роста в каждой отрасли экономики. Магистральным направлением должна стать программа реиндустриализации, рассматривать которую планируется уже в декабре.
Реиндустриализация, или перевод новосибирской экономики на выпуск востребованной инновационной продукции, остаётся ключевым проектом губернатора. При «обезжиренном» бюджете поступление новых доходов от экономического роста будет лучшей оценкой эффективности решений по переводу региональной промышленности на рельсы модернизации. Пока областные власти осторожно планируют на будущий год небольшой рост в агропромышленном комплексе и промышленном производстве. С 2017 года ожидается рост и в других отраслях.
Сведение к минимуму дефицита с неизбежной минимизацией бюджета развития – это политический вызов и для команды губернатора, и для областных депутатов. С одной стороны, в предвыборный год предложено войти с непопулярным, жёстким, как прокрустово ложе, бюджетом. С другой, эффект «низкой базы» будет выгодно подчёркивать каждую новую возможность для развития. Сейчас губернатор ждёт рациональных предложений от народных избранников. Но главная интрига в том, насколько работоспособной всё же станет программа реиндустриализации. Альтернативных проектов по развитию региональной экономики сегодня нет в разработке ни у одной политической или научной структуры.