Тема: Статьи, Город, Транспорт |
Облправительство уверенно перехватывает контроль над строительством нового моста через Обь |
|
Областное правительство уверенно перехватывает контроль над строительством нового моста через Обь, поскольку городские власти крайне пассивно относятся к этому проекту. И не мешало бы поторопиться – может оказаться так, что строить мост в ближайшие годы будет некому: в стране растёт дефицит строительных мощностей.
На этой неделе группа новосибирских общественников, представляющих некоторые объединения автомобилистов и правозащитные организации, обратилась к губернатору Владимиру Городецкому и мэру Анатолию Локтю с жалобой на лоббирование интересов ОАО «Сибмост» во властных структурах. «Вызывает вопрос целесообразность и эффективность расходования бюджетных средств федерального, областного и муниципальных бюджетов, на объекты капитального строительства в дорожной сфере НСО – Бугринский мост, развязка на Южной площади, Восточный обход (при отсутствии реконструкции улично-дорожной сети Новосибирска), планируемый 4-ый мост. Эти многомиллиардные объекты не оказывают существенного влияния на пропускную способность улиц Новосибирской агломерации, а фактически используются, как это признано прокуратурой, как беспроцентные бюджетные кредиты для одного из бюджетных монополистов, имеющего кадровые возможности для лоббизма в правительстве НСО и заксобрании», – говорится в обращении.
Однако обращение выглядит как минимум неактуальным, а как максимум – даже комичным. Дело в том, что «Сибмосту» в Новосибирской области, по большому счёту, лоббировать нечего. По открытым данным, портфель заказов компании составляет 50 млрд. рублей. Новосибирских заказов в этом портфеле нет. С Территориальным управлением автодорог Новосибирской области работает связанная с «Сибмостом» компания «Сибавтобан», у которой есть небольшой контракт по дороге в Криводановку. Восточный обход, упомянутый общественниками, это проект федерального уровня. Подряды такого масштаба в Новосибирской области хоть залоббируйся, а всё равно не получишь. По идее, общественники, позиционирующие себя людьми компетентными, могли бы понимать разницу хотя бы между ТУАДом и Росавтодором.
В чём же смысл наезда? Судьба построенных и строящихся объектов уже решена. Что-то поменять можно только в проекте четвёртого моста, и есть подозрение – письмо общественников связано именно с этим. Губернатор только что вернулся в хорошем настроении с ежегодной «Транспортной недели» в Москве – главного отраслевого форума страны, где руководители федеральных ведомств и крупнейших компаний обсуждают будущие контракты. По распоряжению главы региона, со дня на день должны быть определены сроки проведения предквалификации на право концессии нового моста через Обь. «В ближайшее время мы получим от Министерства транспорта России положение о федеральных грантах, где будут оговорены требования к заявкам», – сообщил Городецкий подчинённым.
По неофициальным данным, Новосибирской области обещаны федерацией 10 миллиардов. На них же рассчитывают и остальные приоритетные претенденты на федеральное софинансирование – проекты из Удмуртии, Самары и Хабаровска. И концессионный вариант реализации проекта меньше всего предполагает лоббирование интересов вероятного подрядчика – здесь своими интересами будут руководствоваться исключительно банки. Которые и будут принимать решение о возможном строителе. И понятно, что «Сибмост» с его мощным производственным потенциалом, опытом и ресурсами, не останется в этом случае не замеченным. Но ни областной министр транспорта Титов, ни мэр Локоть, ни губернатор Городецкий, ни даже помощник Президента Левитин с главой Минтраса РФ Соколовым не смогут влиять на инвестора в принятии судьбоносного решения.
Так что «Сибмост» действительно будет не в аутсайдерах. Но отнюдь не из-за того, что у новосибирской компании какие-то феноменальные лоббистские ресурсы на областном уровне. Просто на российском рынке из крупных мостостроительных компаний, способных исполнять контракты такого масштаба, на плаву остаются лишь три – ПАО «Мостотрест», ОАО «Мостострой-11» и «Сибмост». Ещё недавно таких компаний было 12, но остальные либо уже обанкрочены, либо в предбанкротном состоянии. Выбор подрядчиков, мягко говоря, невелик. И может стать ещё меньше.
Главный конкурент нашего моста – мегапроект Керченской переправы в Крым. Нет сомнений, что это чудо инженерной мысли должно быть введено в эксплуатацию уже в 2018 году. И для форсированного выполнения плана туда могут бросить все финансовые и строительные ресурсы страны. Поэтому может оказаться, что если ещё потянуть с началом работ в Новосибирске, то строить мост в ближайшие три года здесь будет просто некому.
Возможно, поэтому Городецкий так спешит. Но только слепой и глухой может не замечать, что в Новосибирске сформировалась мощная оппозиция проекту. В мэрии, среди депутатов и бизнесменов недоумевают, в чём необходимость строить мост именно в районе Южной площади, параллельно железнодорожному мосту, между Октябрьским и Димитровским? Конечно, мостов много не бывает, и ни один не будет лишним, где бы его ни построили. Однако в условиях крайне ограниченного бюджета следовало бы внимательно рассчитать, где нужнее всего новый мост именно сейчас. Многие собеседники ЦДЖ в органах власти (в том числе, высокопоставленные) сходятся во мнении, что строить четвёртый мост в створе улицы Дуси Ковальчук предпочтительней для развития перспективных городских территорий, как на правом берегу, так и в левобережье.
Партия сопротивления довольно многочисленна, но она всё же не решается выступить открыто, предпочитая ставить палки в колёса втихаря. Скорее всего, поэтому областное руководство более активно замыкает проект на себя, хотя по идее здесь первую роль должна играть мэрия. Возможно, перераспределение полномочий в проекте будет даже закреплено неким административным решением. Среди депутатов говорят, что команде Городецкого принципиально важно построить четвёртый мост именно рядом с железнодорожным, чтобы оправдать наличие развязки на Южной площади, и снять, наконец, вопросы о её целесообразности. По изначальному проекту, развязка должна была стать первой очередью комплекса, включающего в себя Центральный мост, но кризис 2008 года всё затормозил.
По-настоящему разгрузить проблемный участок между Восходом и Большевистской должна была другая развязка-«лепесток», с выходом на Октябрьский мост. Её строительство обсуждается с начала «нулевых», и оно даже заложено в план мэрии на 2018-2020 годы. Ускоренная реализация этого проекта заставила бы автовладельцев забыть про вопросы относительно первой развязки на Южной площади. Главная причина вечной пробки на Большевистской была бы устранена. А мост, тем временем, можно было бы строить в Заельцовском районе. Или любом другом месте. Но сейчас всё это лишь разговоры. Которые, пока суть да дело, могут вовсе лишить город федеральных 10 миллиардов. Потому что рассчитывать на них может только готовый проект – как 4-ый новосибирский мост, прошедший все горнила экспертиз. Но никак не стартап, спровоцированный вялостью муниципального руководства и активными демаршами общественников, самозванно назначающих себя экспертами в любой отрасли с резонансным финансированием проектов. |
|
|
|
|