Бывший новосибирский вице-губернатор, а ныне замминистра финансов РФ Леонид Горнин предложил регионам выпустить облигации для населения. В новосибирском случае это может оказаться интересным опытом, но радикально долговую нагрузку не изменит.
Облигационные займы – обоюдовыгодный механизм для бизнеса. Размещая таким образом займ, компания может привлечь деньги на условиях выгодней банковского кредита – и по сроку возврата, и по стоимости. Покупатели облигаций получают купонный доход выше ставок по депозитам. Система привлекательна при одном условии: заёмщик должен быть надёжным. При дефолте облигациями можно топить печи.
Региональные правительства до недавнего времени считались самыми надёжными заёмщиками. В 2015 году финансовое положение субъектов стало ухудшаться. Глобально финансовые риски в этом сегменте начали переоценивать после того, как правительство Новгородской области допустило технический дефолт. Тем не менее, среднюю температуру по больнице высчитывать сложно. Правильней изучать состояние каждого пациента. Есть в стране субъекты, госдолг которых уже превышает их собственные доходы по году. Есть незакредитованные регионы. У Новосибирской области долг растёт, но на общем фоне местная картина выглядит не так уж плохо.
Для СМИ каждый новый прирост долгового портфеля области это повод для тревожных комментариев. За январь, к примеру, он вырос на 1,5 млрд. до 48,22 млрд. при запланированных на 2016 доходах в 103 млрд. рублей. В долговом портфеле 26,3 млрд. приходятся на долги перед банками, 9,9 млрд. на бюджетные кредиты и ещё 12 млрд. на государственные облигации. Возможность для наращивания долгов весьма ограничена, и власти работают над реструктуризацией, чтобы заменить дорогие кредиты дешёвыми. Здесь бы и мог пригодиться опыт соседней Томской области, заслуживший похвалу одного из руководителей Минфина.
Томская область – единственный регион, уже 14 лет размещающий облигации для населения. «Это не только источник финансирования дефицита бюджета, но и вовлечение граждан в инвестирование, в том числе бюджетной системы. Не скрою, что в феврале на коллегии Минфина рассматривался вопрос об использовании этого опыта и на уровне РФ – по выпуску специальных облигаций для граждан РФ, – цитирует Горнина ИТАР-ТАСС. – Граждане понимают, что в Томской области к ресурсам, которые поступили в бюджет от граждан, относятся с высокой степенью ответственности, и есть полная уверенность, что возврат этих средств, произойдёт точно в срок не только по телу основного долга, но и по начисленным процентам».
С 2002 года Томская область выпустила облигаций на 5 млрд. рублей. Последний займ на 800 млн. разместили прошлой осенью под 12% годовых. Общий долговой портфель Томской области сопоставим с новосибирским. Значит, для экономики региона вовлечение граждан в финансирование госрасходов не является сильнодействующим лекарством. Тем не менее, использование этого механизма позволяет и некоторые экономические задачи решать, и поддерживать высокий рейтинг кредитоспособности.
Ещё одним механизмом привлечения средств населения являются инфраструктурные облигации. Известный новосибирский предприниматель в частном разговоре с автором ЦДЖ недоумевал, почему власть не попытается собрать деньги на новый ледовый дворец спорта с обычных болельщиков хоккейного клуба «Сибирь». Если так рассуждать, можно было бы попробовать подписать граждан на финансирование строительства нового моста. Раз уж его решили делать платным, доход по облигациям мог бы компенсировать затраты на проезд. Хотя бы частично.
Региональным властям поторопиться бы внять совету Горнина. Иначе выпуском облигаций для населения займётся Москва. Под воздействием агитации федеральных СМИ граждане снесут все сбережения на Керченский мост или на подготовку к чемпионату мира по футболу.
Однако облигационные займы для населения требуют совершенно иной организации, новых подходов и компетенций, чем те, что использует областная власть. Тихие аукционы для банков гораздо спокойней и привычней. А возможно, они и более предсказуемы, что тоже может быть плюсом. Даже если обслуживание банковского кредита дороже «народного» финансирования. Причём действующую систему оставил в наследство именно Горнин, до середины 2012 года курировавший финансовую политику новосибирского правительства.