Мировая физика стоит на грани новых открытий, и во многом это стало возможным благодаря сибирякам
В Японском городе Цукуба начал работу не имеющий аналогов электронно-позитронный коллайдер. Он в десятки раз мощнее своего большого адронного собрата и позволит ученым с высочайшей точностью изучить взаимодействие элементарных частиц. Ряд узлов для установки при этом изготовлен в Новосибирске. Сотрудники института ядерной физики также входят в международную группу ученых, которая будет работать на ней.
История сотрудничества новосибирских физиков с коллегами из Цукубы насчитывает уже не одно десятилетие. По сути, этот японской город ученых построен по образу и подобию нашего Академгородка, опыт организации которого делегация из СВС приезжала перенимать в 60-х годах прошлого века. В 90-х новосибирцы помогали строить там коллайдер Belle, который завершил работу совсем недавно и был самым мощным в мире. В те сложные времена ничего подобного в России не строилось, и Цукуба фактически помогла сибирской школе ядерной физики не отстать от времени.
Сейчас в Цкукбе построили новый, более мощный коллайдер, и роль новосибирских ученых в этом трудно переоценить. В нашем городе было изготовлено 220 корректирующих магнитов, а также более 700 вакуумных камер позитронного кольца, внутри которых и перемещаются пучки элементарных частиц. По сложности их производство можно сравнить с космическими технологиями, и тендер на изготовление выиграл именно ИЯФ. Новая установка гораздо мощнее предыдущей, и с помощью нее ученые надеются проверить и углубить теорию взаимодействия элементарных частиц, которую физики называют Стандартной моделью.
Выйти за рамки стандартной модели – мечта едва ли не всех, кто занимается элементарными частицами. Ныне существующая теория слишком сложна. Грубо говоря, ученые знают, что и как друг с другом связано, но не знают почему.
Работа на новом коллайдере, главный параметр которого - светимость - в десятки раз превосходит аналогичный у большого адронного, позволит ученым исследовать элементарные частицы с недоступной сегодня точностью. Но до первых результатов пока далеко. Весь 2016 год установка будет работать в тестовом режиме, эксперименты начнутся только в 2017. Когда удастся получить научно значимые данные, не знает никто.